Тот самый Мюнхгаузен.

 

реж. Марк Захаров

В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Александр Абдулов, Игорь Кваша, Леонид Броневой, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев и др.

СССР

1979

Оценка 8

Недетская версия жизни знаменитого враля. Правда, в интерпретации Горина и Захарова он, скорее, фантазер, первооткрыватель, хохмач (но не клоун), пророк, да и просто здравомыслящий, но неординарный при этом человек. Кстати, радующийся жизни, но не подчиняющийся сложившемуся порядку. Но славный, в первую очередь, тем, что не врёт. Как ни странно, но это чистая правда.

Разумеется, в этом почти средневековом (романтическом) сюжете не могло не быть аллюзий на советскую действительность, особенно если поменять служителей церкви на какое-нибудь ГБ или ЦК. Впрочем, аналоги этих замечательных организаций найдутся везде.

Вообще, очень многим свойственно видеть антисоветское и протестное, вроде как свободное в несвободном, во многих произведениях советской культуры. Но, боюсь, что это не совсем так. Как ни странно, но и Горин и даже Захаров вполне в советском тренде: антиклерикализм, борьба с мещанством и гуманизм советской идеологии никак не противоречили. Хотя иронические вставки про правильную одежду на праздники и в будни, применение силы, жизнь без фантазий... В общем, половину текста можно растащить на анекдоты и цитаты о советской (но не только) жизни. Однако ж Мюнхгаузен - это кино не о XX веке, а о вечном. Недаром в своей трактовке века XVIII-го Горин опередил самого Терри Гиллиама, который с тех же идейных позиций неистребимого ироничного и вечно молодого романтизма интерпретировал знаменитого немца. Горин наполняет сценарий вставками про отречение Галилея и любовь потому к Джордано Бруно (Мюнхгаузен проходит по существу оба пути в течение действия), приписанными Архимеду, Сократу и Шекспиру цитатами, да и Гоголь помянут не случайно. Мюнхгаузен - собирательный образ чудаков, создающих доброе и светлое...

Хуже становится с момента смерти, когда "сами себе они не принадлежат", потому что именно после смерти труднее всего вернуть себя. Потому что только оставаясь собой, ты можешь любить и достоин любви... Вряд ли эта мысль именно социальна, она универсальна и по счастью доказана в Мюнхгаузене эстетически.

Правда, как и в Формуле любви горинский сценарий почти вытеснил захаровскую режиссуру... Его шедевром по-прежнему осталось Обыкновенное чудо, прекрасное в своей телевизионной театральности. Тот самый... более традиционен, что ли. Менее визуален, что ли... Зато на недосягаемой высоте актёры - ансамбль во главе с Янковским, а несколько сцен, без преувеличения, гениальны - особенно удались финалы первой и второй части, в которых всё-таки Захаров добавляет мистической безысходности - Янковский с зонтом и особенно "присоединяйтесь". Последнее выглядит жутковатым приговором мнимой коллективности живой индивидуальности (кто кого приговорил - решите сами).

И, кажется, не случилось лучшей оговорки в истории нашего кино, чем про умное лицо, которое, и вправду не признак ума. Хотя сценарное и отстаиваемое Гориным серьёзное лицо претендует и на более серьёзное обобщение.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (18.01.2017)
Просмотров: 453
Всего комментариев: 0
avatar
close