Четверг, 17.08.2017, 16:51
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Свой среди чужих чужой среди своих

Режиссёр Никита Михалков.

1974

СССР

В ролях: Юрий Богатырев, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Засухин, Николай Пастухов, Александр Калягин, Константин Райкин

Оценка 8,5

Корабль...

Гражданская война позади, но молодой советской республике непросто, ибо по углам таится "чёрная измена" - остатки белых диверсантов и бандиты. В таком зловещем окружении приходится отправлять в Москву собранное в пользу голодающих золото. И оно пропадает...

Брылов - бандит (Никита Михалков)

Большой дебют Михалкова получился нашим ответом ихнему Голливуду. И жанр подходящий - истерн, и каноны жанровые узнаются. Но Никита Сергеевич был ещё молод и склонен к эстетству, а потому не избежал яркости картинки и иллюстрации образов - варьирование цвета от тусклой раскраски до акцентированного чёрно-белого. Отталкивался Никита Сергеевич и от декораций и натуры (снималось все это дело в Чечне), не отягощенных яркостью и не лакированной картине гражданской войны.

Ротмистр Лемке (Александр Кайдановский)

Интересен зачин в начале - песня Градского про корабль обозначила вроде бы бравурность коллективного начала. Михалков стал снимать фильм о дружбе и доверии и их проверке, на что указывает и название.
Вплетается сюда и тема отхода от черно-белой же героики темы в сторону многоцветности противостояния, в котором мимикрия становится определяющим жизнь фактором. Это не только предательство, но и бухгалтерия против шашек и винтовок. Делается это на контрасте праздника победы (опять-таки двухцветного) и молчаливой раскрашенной постреволюционной реальности. Дальтонизм становится неприемлемым в новых условиях (пожалуй, как никто это понимает "воздержанный" Николай и по-военному однозначный Андрей). Поэтому в дальнейшем и возникает "хорошая компания" из романтика (классно сделанные пасторали из воспоминаний-мечтаний Брылова), ставшего чем-то вроде антисоветского Робин Гуда без идеи с красивой, но полумещанской мечтой (Никита Михалков), белобандита, насколько лихого и жестокого в сцене ограбления поезда (привет немому кино), настолько и забавного в своей истерической погоне за полумиллионом (Александр Кайдановский) и ковбоя-чекиста, ищущего правды, доказывающего доверие и разьясняющего марксизм на языке едва ли не детской сказки (Юрий Богатырев).

Каюм (Константин Райкин)

Испытывающая кризис коллективистская психология тем не менее доказывает свою жизнеспособность и в этом треугольнике и, что важнее, в перспективе. Михалков и ставил задачу перевести ценности революции на общечеловеческий язык. Поэтому своего персонажа он обращает в прошлое, которое и умирает вместе с ним, ротмистра Лемке отправляет в тупик (в чем-то благородного даже) эгоизма (Это надо одному, а не всем и финальный взгляд...), а витальная, но уравновешенная в своей правоте энергия Шилова даёт результат, хотя не лишена сомнений (этот мужчина плачет от обиды, повторяя "мне не поверили").

Красное и белое (Юрий Богатырев и Александр Кайдановский)

Но эти психологические этюды интересны не только сами по себе, но ещё и тем, что революционная тема стала отходить от трактовок гениев 30-40-х, прекрасных в воплощении, но мифологичных в основе. В этом смысле Михалков, перейдя к жанровому переосмыслению истории, перешёл к новой эстетике, сочетавшей европейское независимое кино, образцы вестерна (типа Лео не, откуда перекочевала моральная неопределённость "хорошей компании" из The Bad The Good The Ugly) и новый советский тренд типа вышедших пару-тройку лет назад Белого солнца пустыни, Интервенции, Служили два товарища и т.д. Разумеется, он не так радикален как Полока, не трагичен как Карелов и не столь массов как Мотыль. Но ему это и не нужно - уже тогда наметились черты его стиля - Никита Сергеевич хотел быть и популярным и узнаваемым. Нельзя не признать, что это ему удалось с самого начала...

Шилов (Юрий Богатырев)

О любимом: дуэт Кайдановского и Богатырева, маленький человек Калягина, да и весь актерский ансамбль прекрасны безо всяких но и исключений.

Это надо одному, а не всем

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.11.2016)
Просмотров: 110
Всего комментариев: 0
avatar