Сто дней после детства

Реж. Сергей Соловьев
СССР
В ролях: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Сергей Шакуров
1975
Оценка 8,5

Одарённые дети тоже отдыхают - юноша по прозвищу Лопух в летнем лагере в старинной усадьбе влюбляется в свою одноклассницу (Татьяна Друбич). У него есть и соперник - почти счастливый. Так что взросление протекает во всей красе. 
Вообще немного обидно за главного гения советского (да и российского) подросткового кино - Динару Асанову (Пацаны, Ключ без права передачи, Не болит голова у дятла и др.), которая говорила примерно о тех же темах и копала чуток поглубже. Но вот явился Соловьев и снял почти гениальное кино о юношестве. Чуток от Михалкова с его чеховской картинкой (ну или русской классикой вообще), чуток подростковой драмы Асановой, явленной почти одновременно, чуток от Доживём до понедельника, чуток ретро и чуток современности. "Драма взросления" при отсутствии мрака и огромном количестве благородного усадебного света. 
Ни ранее, ни позднее Соловьев не был уже столь воздушен, лёгок и вдохновен - потом его затянула и мрачность, и тяжеловесность. А здесь... Классическое единство места, времени и действия - усадьба как будто сама говорит языком Чехова, Тургенева, Толстого и, конечно, Лермонтова, безо всякого шика и глянца воскресающих в дряхлом амфитеатре и нетронутой цивилизацией первозданной природе, приземление талантливых детей, которые вовсе не роботы-вундеркинды, а покорные любви и человеческим чувствам существа, потрясающий по красоте (словно бы в благородной летней дымке - спасибо художнику и оператору) кадр... Наконец, что-то щемящее, уместившееся в сто дней между забитым учебой и советским формализмом детством и внезапным счастьем и разочарованием первой любви и резко наступившей почти взрослости... 
И как-то, несмотря на повторившую актёрский подвиг из Доживём до понедельника Нину Меньшикову, вновь сыгравшую советский, но чуть более мягкий синий чулок, и пионерский галстук Шакурова (явного антипода своей "коллеги", демонстрирующего, что педобразование и опыт не заменят талант понимать людей), действительность с ее социальностью словно выпадает из жизни героев - они погружаются в классику чувств, которые оказываются по-настоящему вечными, а любовь, комсомол и весна меркнут перед Татьяной Друбич в венке из цветов. Может, так режиссер уходил от навязанности бытия, возвращая ему каникулярную искренность в противовес навязшей даже юным талантам школярности? Как бы то ни было, но тонкость и зыбкость чувств и бытия, свойственная вообще-то больше ленфильмовцам (Авербаху и той же Асановой) вдруг прилетела и в Москву (вернее, в Подмосковье). Увы, но дальше пошла уже Асса, в которой прищемленность чувств оборачивается приколоченностью реалий... А так хочется вернуться в сто дней радостей, страданий, благородства и конфликтов юных сердец, что аж слеза наворачивается. И я совсем не шучу, несмотря на иронию. Лучше Сергей Александрович уже ничего и не снял.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 261
Всего комментариев: 0
avatar
close