Статский советник

реж. Филипп Янковский
В ролях: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский, Владимир Машков, Оксана Фандера, Мария Шукшина и др. 
Россия
2004
Оценка 6,5

Статский советник Фандорин ловит боевую группу террористов, не гнушающихся убийствами кого ни попадая и ограблениями.. Да ещё кто-то из своих им помогает...
Тот случай, когда художественный руководитель фактически тянет одеяло на себя, оголяя недостатки всего прочего. По существу Филипп Янковский, затем сняв ещё и Каменную башку, так и не оправился от Статского советника. И, даже если не смотришь титры, легко догадаться, кто этот худрук - Михалков, конечно. Хотя...
Проблема в первую очередь в том, что где-то фильм остаётся на среднем уровне, а где-то опускается ниже и изредка действительно показывает класс. Самое слабое место - это персонажи и их отношения. Например, любовь Фандорина и г-жи Литвиновой - уж больно напускной выглядит ее экспрессия, как, впрочем, и влечение Пожарского и мадам сутенёрши. Да и вообще по ощущениям женские персонажи и лирические сюжеты выглядят как ненужное обязательство перед продюсерами - разве что красивы эти дамы безмерно. 
Ещё грустнее выглядит попытка пропаганды гуманизма в смысле обличения террора как убийства бессмысленного и беспощадного. Террористам покрупнее оставили только бушевание низменных страстей (похоть и агрессия), а рядовым боевикам не оставили и этого - авантюристы-дурачки в картузах с шапками и не более того. Полугероями становятся лишь Грин, которому Хабенский добавляет хоть и немотивированного, но страдания, и Игла, которая пришла в революцию, видимо, из-за порушенной любви... Но в отношении их почему-то влеплена марксистская подоплёка, коей методы террора были, скорее, чужды. Этим грешили народники и анархисты. И, кстати, их мотивация была не "просто убивать людей", что, конечно, не оправдывает, но потому и надо бы объяснять. А фильм если и не превращается в панегирик самодержавия, то рисует картину его безальтернативности, что сомнительно. 
Но не только в плохости политического в этом детективе дело (Юлиан Семёнов по-прежнему будет здесь не превзойден). Как и женские персонажи, мужские, помимо террористов, тоже не назовешь яркими - конечно, в роли наёмного грабителя колоритен Машков, но даже он смотрится то ли как злой лубок, то ли как упрощённая карикатурная версия его же Рогожина из Идиота. Собственно, лёгкая или тяжелая карикатурность характерна практически для всех героев. Однако ж сатиры усмотреть не получилось - всё это как-то и не смешно (почти) совсем. Притом, что отдаёт глянцем, который и есть лубок, да только на ноявый лад. А ведь актёров и поругать не за что - добродушный интриган и покровитель Фандорина в исполнении Табакова, другой, но куда как менее удачливый интриган Бондарчук, полувесёлый исполнитель Ефремов и много-много других... Но при всей вычурности образов характеров всего полтора - даже 1 с двумя четвертями (про Иглу писалось выше). Во-первых, Фандорин. Большую часть экранного времени он, по выражению Пожарского, "расплескать себя боится". И лишь к финалу "на лице румянец" и "живая жизнь". И всё же Меньшиков уступает место главного героя Михалкову, а уж тот превращает фильм в свой бенефис, а своего Пожарского в единственного демиурга сюжета и психолого-исторических, нравственных и художественных построений.
Как ни крути, а даже акунинский сюжет, придуманный мастерски, всё же грешит картоном однозначностей - терроризм - зло, а все, кто с ним борется - добро. И Фандорин за эти рамки тоже не выходит, жёстко расставляя приоритеты во вполне современном либеральном духе, где идея свободы уступила первенство ценности человеческой жизни, чьей бы она ни была. 
В этом смысле Пожарский - это более широкий круг нравственных ценностей и творец методов за их реализацию. В ценностях - ум, талант, вольно понимаемая, но справедливость, сильное государство... В общем-то всё то, что присуще самому Михалкову. Вот разве что методы - главным стала постмодернистская игра. 
Пожарский выходит за рамки традиционного представления "сыщик-преступник", изящно играя в такие кошки-мышки, в которых мышка может полагать себя котом, но истинным котом будет только герой Михалкова. Пожарский ловко балансирует на этой грани, как и полагается не служаке (каковым стал даже Фандорин), а индивидууму. И противовес этой игровой философии придумать не удалось, вот и звездит на весь фильм только Михалков и во всех смыслах и становится более привлекательным, чем все остальные, вместе взятые - зритель ведь при любом раскладе не будет сочувствовать ни чиновникам (они здесь карикатурно гоголевские, хотя и не очень живые и совсем не Башмачкины), ни террористам (они априорное зло), обывателей же здесь просто нет. Остаётся игрок - его азарт хотя бы интересен. Жаль, что в пустоте. 
P.s. сериальная версия склеена получше - в фильме кое-какие важные не только детали, но даже линии, выпадают. 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.09.2018)
Просмотров: 320
Всего комментариев: 0
avatar
close