Спасти рядового Райана
Капитан Джон Миллер (Том Хэнкс) получает тяжелое задание. Вместе с отрядом из восьми человек Миллер должен отправиться в тыл врага на поиски рядового Джеймса Райана, три родных брата которого почти одновременно погибли на полях сражений. Командование приняло решение демобилизовать Райана и отправить его на родину к безутешной матери. Но для того, чтобы найти и спасти солдата, крошечному отряду придется пройти через все круги ада...
Такова информация с обложки. Конечно, в ней есть явно преувеличение про "круги ада", но парочка таковых все же в фильме имеется. но об этом чуть ниже.
А во первых строках данного письма хочется вспомнить о магии имени. Все-таки, к чему не прикасается Спилберг, все это тут же превращается в золото. Прям как царь Мидас. Причем что на ниве развлекательного кино, что на ниве голливудского драматического мэйнстрима. Дошло даже до того, что и зрители и ряд особенно чувствительных критиков, да и сам режиссер настолько уверовали в эту магию (впрочем, не на пустом месте), что заранее объявляли любой его вышедший фильм шедевром авансом. Особенно если фильм с претензией. К сожалению, наиболее ярким примером подобного явления стал "рядовой Райан". Помнится, сам Спилерг жутко обиделся за "утешительный" "Оскар" за режиссуру. Конечно, "Влюбленный Шекспир", получивший в 1998 главный "Оскар" за лучший фильм, тоже не сильно шедевр, но фильм во-многом изящный и даже драматичный... Кто-то скажет, что драмы побольше в фильме Спилберга, причем в разы, но... Здесь-то и кроются, на мой вкус, главные недостатки картины. Так уж получилось, что главный ее провал - сценарий. Откровенно говоря, мало-мальских сюрпризов он не приготовил. Тем более, когда с первых кадров показывается выживший Райан. Ну разве сюрприз, что многие из группы спасения погибнут? Или то, что наступит в определенный момент кризис целесообразности спасения ценой нескольких жизней? И если отпускается "с миром" немец, то он обязательно в конце драмы выстрелит. Разумеется и сам спасенный оказывается хорошим парнем, а никак не тем, простите, придурком, которого нашли в фильме первым. Да и сама завязка, хоть и основана на реальных событиях (частично), но все же вызывает сомнения. И, конечно, пафос ценности человеческой жизни, не смягчаемый даже бытовыми сценами.
Тут надо бы попросить у читателей извинения за некоторый цинизм, потому что гибель героев не может не вызвать сочувствия. Но в моей голове это плохо умещается вместе с реальными и неоспоримыми достоинствами фильма - блистательно снятыми и, что интересно, озвученными военными сценами. И не столь важно, что такого не могло быть, потому что не могло быть никогда. Потому что Спилберг заставляет поверить, что так оно и было на самом деле - и так войну до него почти не показывали.  Шквальный огонь, горы трупов - короче говоря, настоящая мясорубка. Большой стиль с точки зрения отдельной боевой единицы - солдата, взирающего на это безумие. Недаром многое из фильма вошло в компьютерные игрушки.
И вот тут-то и приходит мысль - военное командование посылает массу людей на неминуемую смерть, а эти люди идут на смерть, как будто вкалывают себе пару кубиков адреналина ежеминутно. После этого трудно поверить, что то же самое командование озаботилось судьбой Райана. А солдаты способны по ходу этого действа каким-то образом рефлексировать и психологически ломаться.
Очевидно, что Спилберг просто сидел на двух режиссерских стульях - блокбастерном и драматическом. Причем ему все время хотелось побыстрее вернуться в первое из второго. Кому-то и такой метод покажется интересным, но хотелось бы органичного слияния (если такое возможно) брутальности и сентиментальности. А вот это-то и не получилось. Правда, в историю военного кино фильм, безусловно, попал, но существенно ниже "Моста чере реку Квай" или "Троп славы".

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (13.01.2011)
Просмотров: 439
Всего комментариев: 0
avatar
close