Союз спасения.

Реж. Андрей Кравчук
В ролях: Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Павел Прилучный, Иван Янковский, Антон Шагин, Александр Домогаров, Игорь Петренко, Сергей Перегудов, Виталий Кищенко, Иван Колесников
Россия
2019
Оценка 6,5

Кто следующий? Народовольцы? Али сразу большевики?..
Что-то, а аннотацию к Союзу Спасения писать совсем легко - это краткая история декабристов. В центре повествования история, прежде всего, Сергея Муравьёва-Апостола...
И даже по аннотации видно, что авторского, как бы то не пытались представить, в фильме очень мало. Кроме нескольких эпизодов, разбросанных по фильму, сценаристы и режиссёр не сильно потрудились творчески и цельную историю драматургически (почти) не соорудили. Более того, некоторые из этих эпизодов на непристальный взгляд кажутся пристёгнутыми как стразы на джинсы - эффектные, но нелепые (эпизод с вином, практически вся история "любви" Муравьёва, растрата то ли Пестеля, то ли Майбороды, финальный поход с флагом и другие).
Ещё более глупо, пафосно и навязчиво слушается музыка - Мумий Тролля не опознал, зато "С причала рыбачил апостол Андрей" на ушах повисла столь безнадёжно, что уместнее показались бы даже безликие голливудские музиллюстрации...
В остальном же и вовсе вышел неплохо иллюстрированный и, несмотря на приличные исторические допущения, вполне достоверный (даже правильный) учебник истории... Правда, если Вы с печатной версией не знакомы, то распознать и отличить даже Трубецкого от Николая Павловича (на фото ниже) будет непросто. Не говоря уже о куче второстепенных героев - их многовато.
Фильм плох при всём этом? Вроде и нет. Во всяком случае, плеваться от него как от Батальона, Сталинграда, не говоря уже о предыдущих творениях сей группы Адмирала с Викингом, не хочется. Пока его смотришь, ни скучным, ни даже пафосным он не кажется - картинка шикарная (вплоть до правильно покрашенного Зимнего дворца и лесов на Исаакии), камера летает аки растерянный от невозможности вмешаться в безумство храбрых ангел, ядра летят так, что Матрица обзавидовалась бы... Да и актёры хорошие - стараются. Даже, казалось бы, погрязшие в сериалах Домогаров и Прилучный (особенно Домогаров в роли Милорадовича) выжимают из себя весь набор мимики и стрельбы и слез из глаз. И они хороши, если не сравнивать их с героями Звезды пленительного счастья. Все ж таки Антону Шагину (на фото - слева) трудно тягаться даже с короткой ролью и глазами Янковского...
Но потому то и нет принципиальных пересечений, кроме главного - Николая Первого. И тут и приходит глупейший вопрос: а кому сегодня понадобилось снимать про декабристов? Да и зачем?
Первый вопрос наивен - ясно дело, что это проект Эрнста (даже дочка засветилась в фильме) и Максимова, а не Андрея Кравчука. Вот только им-то это зачем? Ясно дело - политический заказ, скажут многие. Но всё-таки не так просто, как лично мне кажется. Потому как если в Адмирале была неудачная попытка сделать Колчака героем на белом коне против всадников апокалипсиса большевиков, а в Викинге перерождение Владимира (вот ведь ирония истории - нынешний Владимир всего лишь Третий) оказалось погребено под почти медитативными и жестокими картинами языческой Руси, то в Союзе спасения попытались вырулить на что-то чуть более противоречивое, но цельное. И при этом актуальное.

Софья Эрнст
 
Но цельность вышла кривоватой. Например, кривизна в несостоявшемся противопоставлении Пестеля и Муравьёва-Апостола. Первый - жестокий республиканец, готовящий цареубийство, второй -... тоже республиканец, но гуманист. Нормально? Ага. Только Пестелю не дали закончить мотивировку сего акта, а Муравьёву - дали... И получилась глупая игра в поддавки в пользу гуманиста.
Все бы ещё ничего, но вместо Пестеля вынули ещё некого Баранова, который закончил "чёрное" пестелевское дело в том самом эпизоде с флагом. И если пересказать эту сцену словами, то бедолага Муравьёв окажется даже не наивным идеалистом, а клоуном. Благо, Бичевин как мастер создания романтических героев не перебарщивает в красках, так что все оказывается не столь фальшиво...
Совсем уж неудача в "любви" нашего апостола. Что там имела ввиду девушка, кинув фразу «Я ехала к вам, а вас тут нет», понятно, видимо, только сценаристам... Другим-то ее возлюбленный и не был...

 
А каким он был? Явным идеалистом. "Бескровная гармония"... Слегка "кровная" была у Рылеева и Оболенского, который велел стрелять "по лошадям". Совсем уж идеалистическая тема у Трубецкого, "ждавшего у моря погоды"... Вернее, наступления темноты. Наивно? Ошибочно? Да! Но я приглашаю Батище... Извините, это из другого фильма. Или отсюда? В общем, высокая себестоимость этих ошибок. Декабристы, хоть и наивные ребята, но, в отличие от Мотыля, Эрнст и Максимов лишают их романтического флёра и самопожертвования, но идеалистами оставляют... Да настолько, что все происходящее на Сенатской и в районе Белой Церкви оставляет ощущение дико наивной дури и абсурда. Декабристы в Союзе... разве отрицательные герои? Вот уж нет. Разве что с последовательностью у них непорядок и плана никакого нет, да ещё навязчиво "уракают" Конституции и Константину... Тогда кто враг? Николай? А ведь тоже нет. Его не любят, но он вроде как верит в свой долг и... в Отечество. Да ещё и понимает, что слабость ему не простят, а жестокость - наоборот.

Ага. И бунтари, и царь, и Милорадович (его недурно играет Домогаров, перешедший на мудрые возрастные роли) - они все за Отечество. И вот где-то тут и мелькают параллели с современностью, а условный Эрнст превращается в условного Мордвинова (сенатора), которому дороги и царь, и заговорщики... Учитывая, что проект задумывался 6 лет назад, когда ещё свежо было болотное дело, в коем засветился, например, Парфенов, который дружен с гендиректором Первого... Но и хорошие отношения с Президентом тоже есть... А фильм в таком контексте становится объяснением (или оправданием...) продюсеров перед тусовкой и уважением к власти. И царь хороший, и конституция неплохая... А чтобы закрепить эту идеологическую двойственность и нужна сцена с вином... Вроде как Победа над супостатом Наполеоном была общей. А сегодня с Америкой не дружим...
А вот нужен ли такой (или другой) подтекст зрителю? Боюсь, что не очень. Во всяком случае, другой идеи в этом "блокбастере" не просматривается - декабристы никаких идей, кроме споров о крови и выкрикивания про Конституцию и Константина, не двигают... Остальное - технологии, но не ценности.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020)
Просмотров: 190
Всего комментариев: 0
avatar
close