Софья Перовская
Софья Перовская

Реж. Лев Арнштам
В ролях: Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов, Владимир Колокольцев, Екатерина Райкина, Владислав Стржельчик

СССР
1969
Оценка 7
Биография одной из руководительниц Народной воли - Софьи Перовской.
Выбивавшееся из трендов тогда и уж тем более нетрендовое кино сейчас. Почему тогда... Народники хоть и революционеры, но, можно сказать, мелкобуржуазные. И поэтому при создании фильма надо было проигнорировать собственно взгляды Перовской и товарищей, сильно отличавшиеся от марксизма.
Сегодня же поднимать террористов как, хоть и противоречивый, но идеал - дико сомнительная идея.
Так что у не шибко известных авторов и актёров могла получиться очень уж узкая и одномерная картина революционеров. Но... Не получилась. Избежать удалось и революционного пафоса, и обличения, и лакуны из идеологии не слишком заметны. Кстати, царь и служители закона, к счастью, картонными, пародийными или гротесковыми тоже не вышли, но, естественно, они интересуют во вторую очередь.


Режиссёр резонно сосредотачивается на нравственном конфликте и на целесообразности жертв народовольцев...
Сейчас такой вопрос и поставить то кощунственно. Но народовольцы ставят: а заслуживает ли жизни тиран, который равнодушен к тысячам голодных смертей? А не станем ли мы убийцами, такими же как он? А целесообразно ли убийство?
Для зрителя должен быть важен ещё и вопрос о новой нравственности...
Так или иначе, но фильм даёт ответы на эти вопросы и достойно сыгранные:


Голод, болезни? К Перовской приходит жандарм, а она спокойно говорит ему про то, что сначала примет роды. В этом ли не действенное (совсем не теоретическое) сострадание?
Убийцы? Но Гриневицкий ничтоже сумняшеся жертвует и своей жизнью, а уж Перовская точно знает, что значат жизни крестьян... И они для неё не менее (в смысле более) ценны, чем жизнь императора. Здесь, кстати, противопоставляется мистическое чувствование смерти княгиней Долгорукой от немистического понимания жизни и смерти народниками.
И сомнения в целесообразности есть... Как же хлестко, но без пафоса, звучат слова Плеханова в сцене собрания в деревенском ангаре!


А затем и сцена после цареубийства - Перовская и Гельфанд (?) идут по улице и переживают почти отчаяние, что будто бы ничего не произошло. Неужели все зря?..
Немаловажным фрагментом стали отношения Софьи и Желябова (на мой взгляд, то ли слабая роль, то ли сам Желябов был чересчур пламенным). Как кажется, трактовка роли Александрой Назаровой (в советский период не имевшей больших ролей, зато в постсоветский чуть не ежедневно снимающейся в сериалах типа Моей прекрасной няни) отчасти и заключена в перешагивании через прежнюю религиозную мораль, которая заморозила вечную несправедливость и унижение и переход к новой - гуманистической морали. Вот и отношения с Желябовым - это не свободная любовь, а... Наверное, Софье сложно было стать его женой, потому что в этом она могла видеть очернение, что ли, идеи служения народу... Но разве ж можно служить и не любить?


Впрочем, всё это не так уж очевидно, хотя и достойно сделано и сыграно. Наверное, человеку, хоть немного знающему историю, проще ориентироваться в теме фильма, поэтому смыслы таким образом могут считываться. А вот незнающему будет сложнее... В этом, пожалуй, главный минус - но в финале почему-то этим террористам сочувствуешь, вспоминая персонажа из другого фильма, который, кстати, их поминал - про высокую себестоимость жестокой, но наивности и ошибочности действий этих людей...
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (04.09.2022)
Просмотров: 109
Всего комментариев: 0
avatar
close