Четверг, 17.08.2017, 16:48
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Собачье сердце
Пока что лучший фильм Владимира Бортко.
В соперниках числится разве что сериальный "Идиот" с Евгением Мироновым.
Почти удивительная биография у режиссера. Начинал с полукрамольной "Блондинки за углом" и закончил ура-патриотическим "Тарасом Бульбой". "Собачье сердце" где-то на полпути. По существу это перестроечный заказ, впрочем выполненный весьма и весьма профессионально и не без вдохновения. Желчная и острая пародия на "торжествующего хама", лучше которого оказался бездомный пес. И Бортко, с позиций интеллигента, разоблачает гегемона в его радикальном обличии Шарикова. И самое страшное оказалось в том, что философия Швондера (отнюдь не Маркса и даже Ленина) очень удачно легла на почву Шарикова-Чугункина.
В плане художественных средств фильм оказался предтечей "чернухи". Изобразительный ряд построен на "серости" и "желчи", что усиливает мрак разрухи. Эстетика кадра и движения очевидно дореволюционная, что отражает настроения эпохи перестройки: ностальгия, переходящая рамки 1917 года. Во-многом эта ностальгия создавалась и средствами актерской игры - Евгения Евстигнеева, в первую очередь. Профессор Преображенский, по праву, одна из лучших его ролей.
Со всей страстью он вещает от имени профессуры, да еще и с позиции общечеловеческих ценностей. Характерная для Булгакова фантасмагория, таким образом, у Бортко сделала крен в сторону социально-философских споров. Но дух Булгакова в целом сохранился. Это и позволило Бортко приобрести славу одного из лучших экранизаторов русской классики. Правда, до этого ему придется пройти через лихие 90-е и "Удачи Вам, господа" с "Бандитским Петербургом". Это несколько и мешает искренне относиться к снятому уже более 20 лет назад "Собачьему сердцу".

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (15.05.2010)
Просмотров: 369 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
avatar
1
Фильм, действительно, отличный.
Таков он, по-моему, из-за литернатурной основы. Повесть Булгакова - одна из лучших его произведений вообще.
По существу же "философия" Швондера-Шарикова не стала бы такой популярной без циничной власти, игравшей на человеческих недостатках.
Швондер и Шариков - это совесткие хунвейбины, быдло, порлучившие разрешение убивать или, в лучшем случае, топтать "очкастых". Преображенского спасает лишь то, что он спсает жизнь и (или) эрекцию кого-то из членов Политбюро или какого-нибудь "Совнаркома".А будь на его месте какой-нибудь профессор зоологии или цивилистики - растоптали бы в секунду.
Но даже судьба Преображенского в перспективе незавидна, если у человека не хватило духу слинять из этого ада куда-нибудь.
И вина в этом большевиков-узурпаторов очевидна.
avatar
2
Философски замечу, что любая власть имеет обыкновение топтать неугодных и играть на недостатках. Как и с тем же Бортко... Смог бы он выпустить то же "Собачье сердце", если б не было нужды на то у соответствующих органов? Был бы похож его партначальник на Сталина? Почему же критика власти, столь нужная в перестройку, канула в Лету в те же 90-е гг.? Почему интеллигенция в лице Преображенского представляла силу, а в наши дни - лишь объект насмешек?
Так что все не столь однозначно... Я воспринимаю фильм, да и книгу, как своеобразную прививку против бюрократизма, формализма и нарочитой революционности. Так недолго и человека забыть. Есть ведь стрелы и в адрес интеллигенции: она занимается опытами, не задумываясь о последствиях - почитайте "Войну с саламандрами" Чапека, "Роковые яйца" того же Булгакова или же "Человека-невидимку" Уэллса. В общем, есть над чем задуматься.
Феномен же власти - один из самых интересных, но глубоко в него не проник, пожалуй, еще никто. Даже Булгаков.
avatar