Служили два товарища

Реж. Евгений Карелов
В ролях: Олег Янковский, Ролан Быков, Владимир Высоцкий, Ия Саввина, Анатолий Папанов, Алла Демидова и др. 
СССР
1968
Оценка 9
Пушкин - е, а Некрасова - нема...
Заканчивается Гражданская война, остался последний оплот белых - Крым. Для разведки крымских укреплений в тыл белых с киноаппаратом посылаются двое бойцов: Андрей Некрасов (Олег Янковский) - сын священника, бывший студент и фотограф (он же киносъёмщик) и Иван Карякин (Ролан Быков) - фанатичный большевик, разжалованный за убийство военспеца... Как-то придется им вместе послужить. 
В Белой армии служит поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий), отправленный за случайное убийство из штаба в действующую армию... Из судьбам суждено переплестись.
 
От фильма, снятого к 50-летию революции, наверное, ожидается нечто бравурное и однозначное и когда сталкиваешься с персонажами, подобными Брусенцову, входишь в лёгкий ступор: как такое пропустила цензура?
Впрочем, когда речь шла об искусстве, советская власть далеко не всегда была пропагандой. В конце концов, примерно за 10 годов до того уже вышел чухраевский Сорок первый. И тамошний Говоруха-Отрок уже являл собой нечто человеческое, а не карикатурное. Правда, Марютка ещё сохраняла плакатные черты. 
Карелов пошел ещё дальше - благо, в его руках оказался уже не романтический сценарий, а многофигурная социальная и человеческая драма. Изменилось и время - 50 лет революции обнажили факт, что не все пошло так, как думали первые большевики, да и время было послевоенное - мировая революция явно отступила, а тема родины и примирения стала более актуальной. Надо было задним числом слегка поправить историю 1917-1920 в кино. Чувствуется и влияние булгаковского Бега. 
Тем не менее, Служили два товарища - кино и смелое, и образное, и психологически выверенное. То самое, изменившееся символизировал Некрасов в исполнении Янковского. Он в полной мере символ гуманизма, заряженного революцией не меньше, чем насилие - неслучайно в ключевом эпизоде он отводит ствол винтовки... Да и профессия кинооператора вроде как выражала благодарность тем годам за то, что дали в руки этот аппарат, которым по выражению комполка (очень выразительный Анатолий Папанов) должны были снимать не коронацию Георга V, а трудового человека. Ну и мысли имел глупые: что 10-и лет, чтобы мозги исправить, не хватит. Интеллигентное, но будто высеченное из камня, уверенное лицо придаёт всей натуре и значительность, и правоту. Но отнюдь не железобетонность... Смягчают его вроде бы невидные, но обаятельные нотки - сосредоточенность памяти в воспоминании укреплений сменяется застенчивой улыбкой и переминанием с ноги на ногу после похвалы, суровая уверенность в бою - неловкостью перед объективом камеры. 
Другое дело - эмоционально открытый и вроде бы дубоватый Карякин. И здесь создаётся контраст между поведенческим геройством и решимостью (что-то вроде барельефов на античных памятниках) и простоватой бесхитростной рабоче-крестьянской фактурой. Но и тут вроде бы показушность в финале оборачивается человеческой драмой, сказанной простыми человеческими словами.
Параллельный мир белых вообще сошел с романса "Белой акации гроздья душистые" - кабак пополам с тоской и странным романтизмом. Комичная гибель в чем-то вроде ресторана сменяется нелепым и циничным разговором о судьбе белого движения - самое что ни на есть декадентство. 
Благородство отношений с Абреком (конём) и попытка найти родственную душу сменяется злым цинизмом войны... Брусенцов - это сила, бессилие, благородство, злость, патриотизм (хотя он ни полсловом не поминается) и цинизм. И закономерный финал.
Его логичность и абсурдность - в общем-то главный итог. Гражданская война предстаёт пустыней, каковой являются улицы Севастополя... Разве что бегущие с весёлыми криками дети дают надежду на будущее. Но понимание Гражданской войны как трагедии в Служили два товарища звучит до сих пор сильно. 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 239
Всего комментариев: 0
avatar
close