Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом

реж. Вячеслав Бровкин
В ролях: Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей, Никита Подгорный, Николай Караченцов и др.
СССР
1979
Оценка 7
На советской таможне задерживают картину Подпасок с огурцом, которая под слоем мазни скрывает подлинный шедевр Эль Греко. Группа Знаменского начинает расследование хищений из провинциального музея и выходит на преступников, подделывающих произведения искусства, в том числе изделия знаменитого ювелирного дома Фаберже.
Один из лучших фильмов о знатоках. Уже потому, что взята неизбитая тема. Наконец-то почти не идеологизированный сюжет, в котором нет банальных расхитителей социалистической собственности, раскаявшихся воров, убийц, шпионов и прочих интересных, но где-то даже приевшихся персонажей. А здесь, не побоюсь выражения, новый социальный срез - мир коллекционерства, который и в литературе, и в кино не особо всплывал. Причем и в зарубежном варианте тоже - разве только на уровне какой-нибудь Аферы Томаса Крауна. Ну и, конечно, Как украсть миллион. Но это авантюрно-юмористический вариант. В Подпаске куда как более реалистичный вариант.
Думается, что для советского зрителя вообще случился шок - в нашем-то уравнительном обществе такие богатства? Да ещё и легальные? А почему искусство не принадлежит народу? Как даже Тициан может оказаться в частной коллекции? Мир искусства впервые и почти в последний раз показан как мир и коммерции, и бескорыстия, и прожигателей жизни, и истинных ценителей искусства. Правда, вновь на таком фоне затерялись собственно знатоки - их заслоняет блеск и нищета Боборыкиных и Кима Фалеева. Особенно хорош недооценённая звезда 60-70-х Никита Подгорный - весёлый звездочёт с блокадным детством. Лилия Толмачёва в роли советского пиарщика (по совместительству искусствовед и "голубиная душа") тоже хороша. А уж экспрессия и "бунтующий талант" Караченцова в комментариях совсем не нуждаются.
Наконец, это одна из немногих серий знатоков, которые могут быть интересны и понятны современной аудитории - коллекционный мир в сути своей не сильно изменился. Ведь по-прежнему легко потерять грань между ценностью художественной и коммерческой. Последняя легко уничтожает личность. В этот раз знатокам веришь больше, чем обычно.
 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.01.2019)
Просмотров: 487
Всего комментариев: 0
avatar
close