Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов

реж. Виктор Турбин
В ролях: Георгий Мартынюк, Леонид Каневский, Эльза Леждей, Геннадий Фролов, Евгения Уралова, Леонид Куравлев, Евгений Лазарев и др.
СССР
1981
Оценка 5,5

Следователь Знаменский входит в состав комиссии, инспектирующей овощную базу. Оперативник Томин в то же время попадает в историю с дракой с перекупщиками на одном из колхозных рынков. Но преступники наносят ответный удар и теперь Знаменскому с Томиным приходится оправдываться по обвинению о взятке. 
Строго говоря, слишком уж наивен этот фильм из серии о знатоках, как и они сами, особенно Знаменский. Хотя ведь история с овощебазой вовсе не уникальна - она банальна для застойной советской действительности. И единственный вменяемый персонаж - директор рынка в исполнении Николая Скоробогатова (забавно, что он уже появлялся в сериале в качестве отца одной из жертв). Тот хотя бы объясняет противоречивость профессии перекупщика, оставаясь при этом честным человеком. Ну и один из диалогов (первый) Знаменского и Чугунниковой приоткрывает психологию работников баз в таких условиях, но... оставить неоконченным такой разговор было нельзя. Ведь нельзя же развернуть картину до системных недостатков хранения продуктов на советских складах - проще обвинить отдельные недостатки...
Поэтому оставшаяся часть фильма - рьяное обличение расхитителей социалистической собственности, психология которых сводится к тотальному и повсеместному вранью - на работе и дома. Собственно, осуждению подвергается не столько само преступление, сколько именно двуличие. Но, увы, авторы пережимают... Например, схема лжи директора Чугунниковой - ну неужели сложно было придумать что-то более простое и правдоподобное, чем генеральское происхождение? А дочка, дожившая до института, будто с неба спустившаяся? Неужели девочка не понимает, чем ей самой грозит дискредитация ее матери? И всё равно требует правды? Ну молодец, конечно, но вроде как оправданный сюжетный ход - личная заинтересованность в раскаянии директора - изначально не правдоподобен, потому как в нем нет выбора между жизнью и нравственностью. Кабы девочка понимала последствия и все равно требовала правды, то вопросов нет - драма понятна. Но ведь не понимает...
Кладовщик Васькин - вроде бы характерное падение из учителей в расхитители и даже понятная ностальгия по молодости и честности... Но моральное разложение и характер такого человека должны былы быть немного иными - должны же остаться хотя бы какие-то замашки интеллигента, пусть и из педтехникума, а не института... Но их нет.
И так во всем - вроде бы реальность проскальзывает во всей этой истории, но милицейский сериал предпочитает делать ее из цветной чёрно-белой, сгущая именно эти две краски. Вот и выглядит по итогу как-то чересчур правильно, а главное - не очень убедительно. Даже ход с Малаховым чересчур прозрачен со стороны преступников...
Вот и выходит, что, пусть и коротко, но куда как более интересно, подобный сюжет развернул не в детективе, а в обычной текущей драме жизни Эльдар Рязанов в "Вокзале для двоих", а Нонна Мордюкова и Никита Михалков соорудили не чёрно-белые, а колоритные фигуры спекулянта-амбала Андрея и посредницы между землёй и народом Дяди Миши. И обличили систему. Увы, ЗнаТоКи на это заточены не были. Лишь приоткрывали занавес... И тут же захлопывали калитку. А жаль
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.09.2018)
Просмотров: 362
Всего комментариев: 0
avatar
close