Вторник, 24.10.2017, 03:24
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Сладкая женщина

реж. Владимир Фетин

В ролях: Наталья Гундарева, Олег Янковский, Петр Вельяминов, Римма Маркова

СССР

Оценка 7

Деревенская девушка, а затем и женщина, Нюра работает на кондитерской фабрике, по-своему симпатична и не обделена вниманием мужчин - от интеллигентов до простых русских мужиков. Однако ж личная жизнь у неё почему-то не складывается.

Владимир Фетин у любителей кино известен как создатель "Полосатого рейса". А Сладкая женщина обидно воспринимается как бенефис Натальи Гундаревой, но не режиссерская работа. А ведь картина, несмотря на мелодраматический жанр, тем не менее, психологически тонка и точна и примечательна уже тем, что центральным персонажем абсолютно сознательно становится отрицательный герой, вернее, героиня. И в этом заслуга именно режиссёра, явившего нестандартную схему изображения героев. В дополнение к уравнению 1+1 или треугольному варианту, свойственным для жанра, он добавляет многофигурную конструкцию. В чем-то она напоминает знаменитую пушкинскую сказку про разбитое корыто. Только в качестве статусов избраны не титулы, а живые люди и что, совсем уж редкость в кино, мужчины.

И если бы создатели к слову "сладкая" добавили "приторно", то было бы в самую точку. По существу, фильм по-советски обличает мещанское и крестьянское сознание, когда писатели-деревенщики последнему ещё не присвоили звание главного достояния России. Вещизм, материальный быт, формальное понимание брака и отношений полов, отцов и детей, а самое главное - внутренняя пустота, кукольность (действительно, прекрасно сыгранные Гундаревой) ставят крест на роли женщины как хранительницы домашнего очага, эмоционально скрепляющей семью. Вообще советское кино, да и прочие формы пропаганды, стремились к классовым, т.е. к социальным характеристикам личности. Социальная природа личности всегда была в приоритете советской идеологии. Сладкая женщина удивляет пограничностью, уникальностью, но и архетипичностью своего существования. Нюра лишена своей социальной идентичности. Ее мать (странная роль Марковой) - далеко не однозначная дама, но укорененная в сельском укладе со свойственными ему + и -. Но ей при всем собственничестве, суровости одинокой жизни присущи и семейность (она вкладывается во внука) и притяжение к земле. Нюра видится уже глубоко раскрестьяненной девушкой. Путь через образование в семье её первой любви не дал плодов, кроме сына и был отвергнут... Прибилась ли она к рабочему классу? Ещё больший вопрос... Скорее, нет. Вряд ли совсем случайно помещение Анны на работу в местком - этакий аналог буржуазной рабочей аристократии. Не прокатил и вариант с Родиной в лице персонажа Петра Вельяминова, участника войны, человека бывалого Николая - вроде как эмоционально-чувственного барометра. Военная (ветеранская) принципиальность и участие в судьбе сына Анны ещё больше обостряют внутреннюю пустоту женщины... Последняя надежда - Тихон и вовсе обвиняет женщину в бесчувственности, демонстрируя, что человек не покупается и не измеряется квартирой и зарплатой. А жертва и хороша лишь в том случае, когда есть чем жертвовать (сын к ней не относится, а им то Нюра и пожертвовала). Финал - искомое разбитое корыто.

В чем универсальность героини, так это в индивидуализме и психологии потребления. В известном смысле, неприбитость Нюры Доброхотовой к каким-то социальным группам стала не только атавизмом прошлого, но и путевкой в будущее - современный человек родился именно тогда.
Интересен и сам отход советского кино от классовых схем и признание нематериалистической природы эмоциональных связей и любви... Звучит сложновато, но советская пропаганда парадоксально научно пестовала материализм и классовую природу личности, а в искусстве возводила на пьедестал идеальный тип любящего неравнодушного человека.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.07.2017)
Просмотров: 42
Всего комментариев: 0
avatar