Вторник, 22.08.2017, 12:18
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Сказка странствий

реж. Александр Митта

В ролях: Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров

СССР

1983

Оценка 7

"Поисковики"

Средневековое роуд-муви.

Александр Митта после эпичного Экипажа почему-то вернулся к сказочной стилистике, неплохо реализованной в виде русского почти мультипликационного лубка в Сказе о женитьбе Арапе с Высоцким, который прибыл из просвещённой Европы в странноватую петровскую Россию. На сей раз Митта пошёл в обратном направлении - из России в Европу.

Главные герои - прямо из сказок братьев Гримм (почти Гензель и Грета) мальчик Май с сестрой Мартой. Паренька, обладающего даром чувствовать золото, похищает мрачноватый дуэт в лице некого жестокого монгола (похож просто) и не то скифа, не то злобного обманщика из позднего немецкого фольклора (отличная роль Льва Дурова).

Марта отправляется на поиски брата, по пути найдя чудака-изобретеля Орландо, почти невольно взявшегося ей помочь.

В результате от фильма-катастрофы Митта теперь ринулся в весьма своеобразное путешествие по горам-долам и идеям темного времени Средних веков и эпохи предВозрождения.

Что же в нем ценного?... Сразу и не скажешь, ведь экранизаций братьев Гримм, да и вообще готической эстетики в кино не так уж мало - и Гиллиам, и Бёртон. Правда, они были несколько позднее. И если по эстетике кадра Митта близок к Священному Граалю Гиллиама, то по сути - совсем далёк.

Да и эстетика - явно не самое интересное в фильме. Вновь, как и в большинстве советских фильмов, все держится на сценарии и актёрах.

По сценарию... Надо сказать, что уровень исторической подкованности советских сценаристов и режиссёров вызывает больше чем уважение. Причём происходит это не на уровне событийной логики (она здесь не столь важна - сказка все-таки), а скорее в идеологическом ключе - фильм построен почти как азбука идеологем малоизвестной нам эпохи.

Горгон

Первой системой идей выступает сказочная мифология европейских замков и окружающих их волшебных лесов.  Кто есть Май? Дитя Средневековья, этакий магистерий алхимиков (магов и волшебников), ищущих философский камень. Разумеется, воспользоваться таковым для поиска кладов смогут только негодяи, ибо он не подкреплен нравственным началом.

"Рыцарь" в райских кущах

Вторая значимая альтернатива - античный гедонизм, построенный на вульгарной интерпретации эпикурейства и явленный в своеобразном утопическом селении, чем-то среднем между тоталитарной тюрьмой и раем (привет советским цензорам, "проморгавшим" столь ясное высказывание).

Третий вариант - социальный порядок, зиждищийся на корпоративности правящей протобюрократии и средневековой схоластике. Изображение этих людей лишь на первый взгляд сатирическое... Более точным стало бы стилистическое определение "гротеск".

Судья средневековой корпорации

Всему этому противопоставлен свободный гуманизм, прежде всего, Орландо и жертвенно-христианское (правда, со значительным числом оговорок) начало Марты.

Поиски Мая, проходя через эти круги, становятся поиском истины, синтезом двух начал "поисковиков" - сгорающей (и испепеляющей других) Марты и рационально-индивидуалистического начала Орландо. Явным прообразом последнего, правда, без излишнего в данном контексте ореола гениальности стал, разумеется, Леонардо Да Винчи. Но Митта награждает его не только талантами и жаждой познания и славы, а и чем-то большим. Но об этом нет права высказаться ибо это спойлер. Стоит разве что добавить, что эту эволюцию своего героя Андрей Миронов прошёл по пути широчайшего актерского диапазона - Андрей Александрович и раньше выходил за рамки чистой комедийности, но здесь его драматический талант блещет новыми красками, став в фильме прекрасным образцом гуманистичного исторического тренда. Учёный, врач, изобретатель - благородство этих профессий не перебило свойственных человеку сомнений, тщеславия, гордыни и слабости, но их перебила способность к самопожертвованию, подсмотренная у Марты, но которой придано отнюдь не истерическое содержание, а выстраданное и увенчанное мудрым отречением от земного...

Орландо и Марта в полёте

Кстати, Татьяна Аксюта сделала свою Марту (вполне вероятно, что с подачи Митты, но такой она была и в "Вам и не снилось" - рубящей с плеча, вечно ноющей и плачущей, осуждающей других, но не себя...) более одномерной и чрезмерно патетичной (как, наверное, и ее героиня), что слегка портит впечатление, но, к счастью, все одно показывает, что христианское искупление порой важнее даже искусства, науки, достижений врачевания, не говоря уже о власти, наслаждении и богатстве. Финал соединяет самореализацию гуманиста-Орландо и разрушение прежнего мира, из чего вроде бы вырастает и советское время даже (почти соцреализм).

Чума

Сказки всегда о таких вещах и рассказывают, в том числе и взрослые. Вроде бы нет в этом художественного откровения - но это если забыть, что взрослые о прописных истинах детских сказок тоже не вспоминают.

Александр Митта сотоварищи вполне убедительно воскресили прописные истины на исходе советской эпохи. Жаль, что этот манифест о человечности вышел поздновато - разрушение социалистического гуманизма пошло уже во всю Ивановскую, и как режиссёр не предупреждал об этом, но золотой телец все же победил.

p.s. Имена персонажей выбраны символично - Марта (первый месяц весны), Май (последний месяц весны), Горгон (превращает взглядом в камень), Орландо (интерпретация благородного рыцаря Роланда)...

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (22.05.2016)
Просмотров: 92
Всего комментариев: 0
avatar