Шерлок Холмс и доктор Ватсон

реж. Игорь Масленников
В ролях: Василий Ливанов, Виталий Соломин, Борислав Брондуков, Рина Зеленая, Игорь Дмитриев
СССР
1979-1984
Оценка 7,5

 
Знакомство. Кровавая надпись. 

Экранизация "Этюда в багровых тонах" и "Пёстрой ленты" Артура Конан Дойля. 
Казалось бы, англичане должны понимать Холмса лучше, чем русские. Однако наши умудрились в этом благородном деле Туманный Альбион обскакать. Правда, сделали это в самом европейском городе России - Ленинграде (он же - Питер). И туманы есть, да и вообще воды хватает - даже Нева на Темзу смахивает. Но надо же было не только пейзаж снять, но и живых людей. 

Вся беда английских сериалов (иногда фильмов) была в том, что они боялись потревожить текст Конан Дойля или же, напротив, обходились с ним чересчур вольно. Что и естественно - английское же достояние как-никак и противоестественно - достояние всё-таки. Впрочем, они чаще всего просто следовали одной трактовке Холмса - железного профессионального сухаря, раскрывающего хитроумные преступления. А с юмором об руку шли создатели иронических пародий. Впрочем, трактовок знаменитой парочки столь много, что немудрено было что-то пропустить. Но в любом случае, наша всё равно из лучших.
И, кстати, если смягченного (злой и иногда доброй) иронией Ливанова Холмса можно и признать, то слегка безликого в книгах Ватсона Соломину приходилось создавать с нуля. Равно как и Лестрейда (Брондуков) с Грегсоном (Дмитриев), которые Конан Дойлем создавались, чтобы не отсвечивать от главного героя. А у Масленникова они хоть и глуповатые, но зато забавные. Почти отсутствующая в книге миссис Хадсон (Рина Зелёная) и вовсе превратилась в старушку Англию. Да и преступники сыграны не последними людьми. Поэтому Джефферсон Хоуп (Николай Караченцов) и вызывает сочувствие зрителя. А вообще-то обаяние нашей экранизации расшифровать, как и любое другое, трудно. Да и не нужно. Увлекательно, смешно, немного страшно и немного грустно. А вместе - просто отлично.
Оценка 8

Сокровища Агры.

По повести Конан Дойля "Знак четырех" и рассказу "Скандал в Богемии".
На вкус и цвет товарища нет, но в моем личном топе из пяти фильмов Масленникова о Холмсе и Ватсоне этот на... пятом месте. Хотя, полагаю, что дело может быть исключительно в жанровой принадлежности: мелодрама (за редкими исключениями) - не мой жанр. К тому же сценарная склейка в виде женской темы видится слегка надуманной. Любовь (влечение) Ватсона к Мэри Морстон и Холмса к Ирэн Адлер вроде бы напрашивающийся лейтмотив, но в сценарии их связали ну совсем уж условно. Поэтому общей темы не получилось - сюжеты богемского скандала и индийских сокровищ оказались параллельными. К тому же и нежные чувства вышли тоже с перебором. И Масленников будто бы специально окружил весь фильм лёгким флёром светлых тонов. И Соломин оказывается более назидателен, и Холмс менее ироничен...

Впрочем, дело спасают другие персонажи. Как нигде смешон Лестрейд, забавен Тадеуш Шолто (Виктор Проскурин) и обаятельно зол Смолл (Сергей Шакуров). Да и вообще - если воспринимать историю индийских бриллиантов и жемчугов как тонкую пародию на жанр, расцветший пышной клюквой на рубеже 19-20 веков, то фильм и попросту очень хорош. 
Оценка 6,5
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (31.08.2019)
Просмотров: 224
Всего комментариев: 0
avatar
close