Суббота, 24.06.2017, 11:49
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Седьмой спутник

реж. Алексей Герман, Григорий Аронов

В ролях: Андрей Попов, Георгий Штиль, Георгий Юматов, Алексей Баталов и др.

СССР

1968

Оценка 9

Генерал-юрист Адамов, как и многие другие первые лица Российской империи, арестован во время октябрьских событий. Однако благодаря давнему делу, в котором он отказался судить трибуналом революционеров, его выпускают из-под стражи. Вопрос только в том, что делать царскому генералу в новой стране?
Удивительно, что фильм вообще был снят в СССР. Вроде бы и не антисоветский, но даже как бы сторонний взгляд на революцию был не то что редкостью, а редкостной крамолой. Но... В основе была повесть Бориса Лавренева, который должен ответить и за другую крамольную писульку с названием Сорок первый. Думается, что целью писателя была реабилитация, по крайней мере, правильных белых. Ну или отображение драмы людей прошлого. Неудивительно, что Говоруха-Отрок из Сорок первого вызывал даже больше сочувствия, чем его возлюбленная, хотя и был неоднозначным человечком, даже отрицательным персонажем.

Но Сорок первый был историей о попытке уйти от выбора, о политической деноминации личности, а Седьмой спутник, несмотря на название и его смысл, обьясненный самим же Адамовым, скорее, получился о том, как остаться самим собой в условиях разрушенного или строящегося наново миропорядка. Вряд ли случайна и фамилия, связывающая героя с прародителем рода человеческого. Вроде бы революция не на пустом месте случилась... А сам Адамов является своеобразным хранителем вечного знания. Но и в его теории седьмого спутника есть что-то... Сопротивляться большому телу возможности нет, но идти своей траекторией, в которой жизнь, совесть, ЗАКОН определяют силу государства, спутник даже и обязан. Адамов, понимая невозможность противления народной стихии, и подчиняясь ей, становится для советской власти атрибутом и критерием справедливости, к которой ни царские, ни революционные власти отношения не имеют, раскалывая, а не соединяя мир.

Но это ещё средней степени тяжести грехи перед советской пропагандой, потому что фамилия Адамов дополняется блистательным диалогом бывшего царского генерала и крестьянина-красноармейца о Боге (!) и справедливости. Это в советском-то фильме! Впрочем, затем и Михалков в своей экранизации Гражданки про Бога вставил спич на тему дележа... Но это было потом.
А пока грубая классовая убежденность Кухтина, остановленная в момент нажатия спускового крючка, интеллигентская напористость комиссара (Алексей Баталов, разумеется), метания бывших соратников и друзей (впрочем, находятся и идейные, не метущиеся), наивная простота Кимки (пожалуй, лучшая роль Георгия Штиля) всё-таки определяют сознательность юриста, а не прачки, лишенной дома...

Конечно, несмотря на заявленный режиссерский дуэт, чувствуется бескомпромиссность стиля именно Алексея Германа, смягченная манерой игры Андрея Попова, абсолютно попавшего в своего героя.
Пожалуй, наряду со Служили два товарища и Сорок первым - это лучший фильм о нашем тёмном прошлом начала XX века. Хотелось бы, чтобы были ещё. Седьмой спутник - хороший ориентир.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.06.2017)
Просмотров: 28
Всего комментариев: 0
avatar