Рождённая революцией

Реж. Григорий Кохан
В главных ролях: Евгений Жариков, Наталья Гвоздикова
СССР
1974-1977 гг. 
Оценка 5,5
Можно сказать, сага о Николае Кондратьеве, сотруднике уголовного розыска, прошедшем путь от почти бандита в годы революции до генерала в мирные застойные годы...
Если быть объективным и отвлечься от всякого рода детских воспоминаний, то более кондового сериала, чем Рождённая революцией, в советском кино найти трудно, а сценаристы вообще будто плакат рисовали, а характером и эмоциями наделить людей вроде как и не планировали. 
Начальные кадры каждой серии вообще будто вырезаны из истории КПСС или школьного учебника годов примерно 40-х. Повсюду расставлены правильные советские штампы - про священников, которые настолько реакционны, что не чураются организовывать банды, про кулачество, которое убивало людей почём зря, про эсеров, освобождавших Лёньку Пантелеева для мщения большевикам, про врагов революции, осуществлявших диверсии из примитивных политических мотивов, про железобетонных феликсов, служащих Советской власти исключительно за идею и даже нарушающих закон только ради дела... Наверное, это и называется "создание положительного образа советской милиции". Вот только хочется ответить на это исполосованной, избитой, заезженной, но вечной репликой: Не верю! Нет, ну были, конечно, и "феликсы", но даже Ленин не всегда лежал в мавзолее, а, говорят, был живым и очень неоднозначным человеком. И, хотя роли Жарикова и Гвоздиковой плохими не назовешь, но и они грешат чрезмерной идеализацией. Правда, надо отдать должное и авторам - они в качестве главной темы выбрали знаменитый марш "но от тайги до британских морей красная армия всех сильней", будто бы расписываясь, что тут всё "непобедимо и легендарно". Ну как всерьёз можно принимать первую серию, в которой Коля уж чересчур наивен или серию, где опытный оперативник Кондратьев разоблачает банду священника, да ещё и возвращаясь в родную деревню через 10 лет...
В известном смысле это новация - соединение чистого криминала с неким политико-идеологическим контекстом - религией, оппозицией, монархизмом, Керенским... И над всем этим высится "ПАРТИЯ" - прям по лозунгу "ум, честь и совесть нашей эпохи". Или Шесть дней, где преступник прям с шипением произносит "ненавижу". Но хоть какой-то человеческий мотив надо было внести кроме злобы имущего класса! Да и "новация" выглядит фальшивой. Впрочем... Вторая половина сериала уже в большей степени чистый детектив с некоторыми вкраплениями семейственности - мотивы преступников становятся чисто корыстными, а главным героем овладевает не политическая закалка, а семейная жизнь. 
Лучшей стала серия об оборотнях - в ней есть и саспенс, и детектив, и даже главаря банды можно и интересно (!) вычислить! Кстати, и тягомотины в ней нет - действие движется в правильном ритме, давая сбои лишь в не самых нужных сентиментальных эпизодах, а партийной риторики и вовсе нет. 
К счастью, закончилось все 9 и 10 сериями, в которых попытка переиграть "знатоков" на поле современности выглядит мало убедительно - психология надумана, социальность отсутствует вообще, а сыщицкая смекалка слишком сильно опирается на криминалистику. Смелость же создателей ограничена фразами "так поступали в дни молодости моего отца" (обходились без закона) и финальной отповедью негодяя, где прозвучало про "хороший паёк в голодные годы". В остальном на грани пародии эпизоды о доблести и высоких морально-идейных принципах милиции и довольно топорная психологическая "ломка" исполнителя кражи. В то, советское время такое смотрелось с определённым интересом... На безрыбье. Сегодня - интерес совсем уж ностальгический. И интерес представляет разве что как детективное пособие по изучению истории страны, как она разбиралась в советских учебниках. Финал же довольно символичен - старшее поколение и оперативников и преступников умирает... Что-то новое впереди. 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 241
Всего комментариев: 0
avatar
close