Разные судьбы

Реж. Леонид Луков

В ролях: Татьяна Пелецкая, Георгий Юматов, Татьяна Конюхова, Бруно Фрейндлих

СССР

1956

Оценка - 6,5

Черно-белое кино в ярких цветах. Производственная мелодрама под лозунгом: "Рабочий класс шагает впереди" (конечно, под руководством партии - мудрой и справедливой). По ней же можно изучать Моральный кодекс строителя коммунизма, в котором осуждение мещанства и психологии: все и сразу. В ролях герои 50-х - Юматов и Конюхова...

И вообще госзаказ почти в каждом кадре. Взять хотя бы то, что дан ход не из провинции в столицу, а наоборот. Причём большой Ленинград явлен если и не вместилищем пороков, то как цитадель снобизма и несчастья. То ли дело Магнитка!

И здесь, конечно, не обходится без людей, порочащих звание рабочего, но их не так много - в том смысле, что они эгоистичные, а потому одиноко стоящие фигуры на фоне монолитного коммунистического пролетариата. И нарисованы с одномерной яркостью плаката. И таких плакатных героев пруд пруди: кадровик на заводе (интриган и аморал), заводской партиец (демагог и чинодрал), рабочие-люмпены (для которых друг - всего лишь собутыльник). А из развивающихся образов (характеров?) можно отметить разве что Степу Огурцова в исполнении Юматова - взрослел буквально на глазах.

Есть и просто интересные персонажи: Зубов тот же (хотя и дан отрывками), партийный босс Жуков сценарием дан шаблонно, но Санаев сделал его вполне обаятельным. Ну и безусловно центральный и самый интересный герой, точнее, героиня - Таня (Татьяна Пилецкая). Это что-то с чем-то. Не сказал бы, что типичная, но однозначно стерва. Как писали в советских критических обзорах, развития характера и цельности образа в ней немного, но зато отдельные пассажи отработаны просто блестяще - особенно линия с влюбленным композитором. Замечательные в исполнении фразы "Да ну его!" или "Боже, какая мелодрама..." А финальный взгляд! Каков, а?! Именно он переводит Таню в разряд едва ли не мистических героев - чистая ж ведьма!. А ведь всего лишь должна была быть девушка с потребительской философией - красивая, но пустая. Но здесь дело интереснее... Мещанские ценности, помноженные на лицемерие, сделали ее исчадием ада, врагом советского общества. Но парадокс в том, что прочие персонажи на ее фоне становятся скучными и лишь оттеняют ее фигуру, как ни странно, но не сломленную советской моралью, запечатленной в граните киноплёнки эпохи соцреалима...

А Никита Богословский написал песню, после которой к неприглядному вроде бы компоизтору в годах присматриваешься иначе ("Почему ж ты мне не встретилась...")

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (20.10.2015)
Просмотров: 488
Всего комментариев: 0
avatar
close