Рассказы

реж. Михаил Сегал

В ролях: Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Тамара Миронова, Константин Юшкевич, Дарья Носик, Любовь Аксенова, Владислав Лешкевич, Сергей Фетисов, Елена Нестерова, Василий Мичков

Россия

2012

Оценка 8

Несколько новелл, принесенных в некое издательство, где поначалу заявляют, что рассказы мало кому интересны, а вот романы - другое дело. Но, оказывается, что жизнь самого издательства - такие вот рассказы...
Михаил Сегал, до того снявший фильм исключительно серьёзный про любовь сс-овца и белорусской девушки, вдруг снова (ещё раньше он снимал рекламу и клипы) обратился к коротким формам. В два часа экранного времени уместились аж 4 новеллы. Пожалуй, столь едкого и сатирического высказывания о современности до сих пор не появилось.

Во-первых сама короткометражная форма как раз таки отражает время лучше, чем форма романа - фрагментарность и сиюминутность, внеисторичность лучше укладываются в новелльную структуру, что ещё Тарантино доказал, попадаю, он не делил на части современность.
Ещё одна редкость - это обыгранная в Круговом движении актуальная политика, причём аж до президентского уровня. Хоть Игорь Угольников на Путина не похож, но стилистика верхней власти обсатирена замечательно. Даже Карамзин со своим Воруют задет по самые уши.

Прагматизму совершенно не романтичной эпохи досталось в самой обласканной критиками новелле Мир крепежа. Планируемая свадьба детализируется вплоть до подбора... будущей жизни под лозунгом: Мы должны все контролировать. Пожалуй, в крепеже проявилась главная творческая удача Сегала - тонкость сатиры и доля абсурдизма.

Абсурд достигает апогея в энергетическом кризисе, полном не то сюра, не то метафоры. Кстати, в кризисе явилась и ещё одна тема - разность поколений. Тетенька-библиотекарь - трэшевый представитель литературного мистицизма, своеобразная реинкарнация Пиковой дамы. Да только наоборот - пушкинского Германа погубило прошлое. Библиотекаря победило будущее в виде "невинного" дитяти. Смерть литературы с ее бездной смыслов, да и только. Впрочем, иронический прищур ощущается в этой пьесе не меньше, чем в остальных. Так что посмеяться стоит над обоими поколениями.

А вот в последней части стоит погрустить на вечную тему "отцов" и "детей". Не без нюансов, однако) Эту серию с детьми смотреть не стоит... Откровенно вышло. Впрочем, поколенческий дисконнект между излишне образованным и понимающим процесс сорокалетним редактором и сексуальной девушкой с, на первый разумный взгляд, куриными мозгами явно глубже. Но если присмотреться, то редактор - тот ещё извращенец, а девушка как раз нормальна в чистых эмоциях и более здорова в сексе. Только вот ее норма живёт здесь и сейчас, она телесна и чувственна и внеисторична. И это нормально, когда отсутствует интеллектуальный и исторический бэкграунд. Как говорил совсем другой персонаж и по другому поводу: здоровое, не закомплексованное поколение. И комплексы порождает поколение старшее, связывая молодежь комплексами по поводу незнания мифов. И тогда Волоколамское шоссе превращается из вполне видимой пробки в невидимую братскую могилу, а естественное желание хлебнуть капучино сопрягается почему-то с меркатеровским ледорубом. Ладно, что вывод оптимистичен - каждому - своё. Девочке - несчастный нереализованный комплекс Электры, а дяденьке - тетенька, знающая про ледоруб и Троцкого.

Вот такой вот срез эпохи - смешной и сердитый.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.06.2017)
Просмотров: 308
Всего комментариев: 0
avatar
close