Понедельник, 20.11.2017, 00:14
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

По семейным обстоятельствам

реж. Алексей Коренев

В ролях: Галина Польских, Марина Дюжева, Евгений Стеблов, Евгений Евстигнеев, Евгения Ханаева, Владимир Басов, Людмила Зайцева, Ролан Быков, Лев Дуров, Анатолий Папанов, Николай Парфенов и др.

СССР

1978

Оценка 8

Комедийная мелодрама о сложных семейных отношениях между матерью- дочерью, зятем- тёщей, сыном-матерью, матерью и невесткой.
В детстве люто не любил этот фильм Коренева, который казался ненатуральным, глупым, бессюжетным и потому непонятным. Странно, что со временем все переменилось до обратного - вроде бы знакомые по анекдотам сценки вдруг ожили до почти абсолютно жизненных, хотя и не лишённых гиперболы, непонятные ранее персонажи превращаются в реальность почти фрейдистских комплексов и компенсаций. А ещё это одно из немногих, как ни странно, обращений советского кино к быту в духе "любовная лодка (почти) разрушается о семейный быт" - размен квартир, семейные конфликты по мелочам, нарастающий эгоизм, феминизм и прочие приметы эпохи - конфликт между самореализацией (профессиональной, женской и т.д.) и семьёй.

Несмотря на обилие героев, главных и второстепенных, в центре - Галина Аркадьевна. Парадокс, но она является положительной - хотя, по меньшей мере, неоднозначна, потому что будучи советской деловой женщиной, она нарушает многие принципы советской морали. В первой части интересы своей дочери и внучки она ставит ниже своих рабочих, а во второй прямо декларирует, что хочет чувствовать себя женщиной. И это как-то слабо вяжется с советскими трендами на коллективизм с его большевистскими взглядами на роль женщины...

А Галина Аркадьевна - вообще уникальный персонаж, перешедший на уровень архетипа. С одной стороны, она символ советской модели феминизма. Сделала карьеру, в одиночку подняла дочь. А с другой - полное противоречие советскости. Она далека от идеала условных 20-х. Она хочет быть желанной и единственной, источником и обьектом любви и вдохновения, музой... Но всю жизнь вынуждена пахать, проявлять волю и независимость. Отсюда конфликт со свекровью - не поделили лавры этого источника. Характерная и не конфликтная, а даже родственная фраза Изольды Тихоновны (вот ведь ледяное и тихое имя, противоположное характеру) - "Вы же должны автоматизированную линию налаживать - идите и автоматизируйте, раз для этого у нас не осталось мужчин".

И по фильму ощущается как раз дефицит мужчин в смысле их традиционной социальной роли - нянька, логопед-картава, алкоголик, конформист-заместитель, из нормы остаются два не слишком мужественных интеллигента - зять и муж). Но бал явно правят дамы. Впрочем, это логично - ассоциируется с семьёй именно женщина. Но это ещё и особенность советского кино. Мужчины в нем, особенно в 70-80-е редко становились центральными персонажами. В силу демографии, наверное... Но не только - мужчины в XX веке "урезались" не только войнами, но и правами слабого пола. Из этого возникли самые яркие персонажи фильма - блестящие роли Евгении Ханаевой и Галины Польских. Их галерею дополнила бы ещё и Людмила Гурченко с целым рядом своих героинь и совсем близнец Галины Аркадьевны - Катя Тихомирова из "Москва слезам не верит".

Коренев, видимо, не считает сие позитивом и пытается вернуть семье принцип "один за всех и все за одного", а, точнее, принцип зависимости друг от друга и взаимопомощи.
Поэтому центральными сценами становятся разговор неизвестного дедушки (Лев Дуров) и Лиды - про малогабаритные души в малогабаритных квартирах и с женщиной-продавщицей, заглядывающей за край жизни...

Однако занятно, что растроганная Лида, растрогавшая и свою маму, тем не менее, не добивается реализации принципа единства... И растроганная мама во второй сцене ради внучки и дочки в итоге собой не жертвует. Хотя попытка соорудить финальную идиллию тоже не сказать, что неудачна - ведь близкие все равно оказались важнее, чем работа и даже собака... Другое дело, что жизнь берет своё - в спросе отдельные личности, а не коллективы.

По семейным обстоятельствам - один из первых ударов реквиема по прежним ценностям - теперь наступает другое время, где не семья, а мужчины и женщины бьются между собой... Отнюдь не в единстве, а в личной самореализации - концертмейстера, кандидата наук, начальницы и матери-диктатора. Вот такие обстоятельства.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.07.2017)
Просмотров: 40
Всего комментариев: 0
avatar