Пять четвертинок апельсина.
Пять четвертинок апельсина. 
Реж. Яков Рубин. Вологодский камерный театр.
В главной роли Ирина Джапакова.
Оценка 6,5
Монолог-адаптация романа Джоан Харрис. То бишь многофигурная драма превращается в монолог-воспоминание (или нет?) главной героини Фамбуазы ... об окупационном периоде второй мировой войны во Франции.
Основные темы: тяжёлое детство с погибшим отцом (то ли убийство, то ли суицид) и полусумасшедшей матерью-наркоманкой и колаборационизм во Франции. И жанры соответственно военная драма и драма взросления в объятиях фуд-прозы, создающей жутковатый контраст с несбывшейся романтикой ранней юности, снабженным комплексом очень французского колаборационизма. 
Контекст спектакля таков, что естественные в обычных условиях желания девичьего организма (всё ж таки женщина и писала и играла) отягощены конфликтом войны (совсем уж раннее взросление аж с 9 лет во влюблённости в немца с философским именем Томас Лейбниц и заманчивым апельсином), в которую дети вовлекаются как ещё и не личности, но вынужденные делать неведомый им выбор. В итоге апельсиновая влюблённость оборачивается смертью, а борьба с фашизмом становится не политическим делом Сопротивления, а абсурдной экзистенцией...
Шоколад той же Харрис (стал популярен в том числе благодаря экранизации Лассе Хальстрема с Жюльетт Бинош и Джонни Деппом где-то в районе 2000 года) несмотря на домашнее насилие, религиозное мракобесие и налёт мистики и неприкаянности всё-таки создавал уютный шоколадный мирок французской провинции. Шоколад же был способом через маленькое удовольствие придти в большую жизнь тёплых человеческих отношений. 
Несмотря на общие элементы (то же семейное насилие, французская провинция и рыбные рецепты заместо шоколадных) Пять четвертинок апельсина становятся, скорее, символом смерти, выходом за пределы круга (шара) жизни, чем намёком на уют... А, может, мечтой о маленьких радостях, забытых в войне, и оставшихся только в старой книге воспоминаний рецептами на полях (в спектакле это едва связанные вставки). 
Как водится в последнее время, постановка с точки зрения сюжета и формы смотрится своеобразным миксом их давней уже постановки Бойни номер пять (сумасшествие, порожденное войной), Дневника Анны Франк (выживание подростка) и совсем недавней Чёрной книги Пола Верховена с мотивом продажной любви и Сопротивления. Поэтому и получился то ли очередной постмодернистский пастиш, то ли сюрреалистичный фрейдистский сон, то ли безумное застревание немолодой уже рассказчицы в возрасте загнанной внутрь детской вины за сотрудничество с нацистами, которое было то ли изнасилованием, то ли проституцией, то ли работой агентов под прикрытием детской игры... В мокром же от слез остатке вечная детская травма второй мировой, в которой больше "козла отпущения", чем сочувствия к детским (и не только) судьбам и тем паче борьбы с нацизмом... 
И вроде бы у нормального зрителя то самое сочувствие возникает, но... Всё равно трудно отделаться от мысли о сравнении войны там и здесь... В том же камерном театре есть постановка о блокаде Ленинграда и контекст кулинарных рецептов где-то во Франции становится на её фоне едва ли не кощунством. Слишком разная у нас война... Вспомнилась в связи с этим и история из Франции, где советская учёная в разговоре с коллегой сказала о недостатке продуктов во время войны, а француженка сочувственно закивала: "Действительно - нормального сыра было не купить". Конечно, спектакль не только об этом, но и об этом... 
Четвертинки лишний раз показывают хоть и не "титанический" (в духе жутковатого каннского лауреата Титана), но всё же физиологизм западноевропейской культуры (апельсины, щуки, анчоусы,женская физиология, нацистские шлюхи и т.п.). Что естественно, то не стыдно? Но так ли уж всё это было необходимо? Умаляет ли это драму девочки? Наверное, нет. Но здесь многое зависит от зрительского опыта. Поэтому стоит порекомендовать, например, ещё и Войну Анны - девочки, выжившей под трупами своих родных, расстрелянных фашистами где-то на территории нынешней Украины...
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (25.02.2024)
Просмотров: 34
Всего комментариев: 0
avatar
close