Главная » Статьи » Кино-Театр

Отпуск в сентябре

реж. Виталий Мельников
В ролях: Олег Даль, Ирина Купченко, Юрий Богатырев, Николай Бурляев, Евгений Леонов, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Геннадий Богачев, Наталья Миколышина
СССР
1979
Оценка 8

Виктор Зилов - новосел, талантливый, но уставший от работы инженер, не лучший семьянин, неверный любовник и плохой друг, получает в подарок похоронный венок как раз накануне отпуска и его единственного сильного увлечения - утиной охоты. Это ли не повод осмыслить, чем является его жизнь...
Виталий Мельников - один из немногих советских экзистенциалистов. В его картинах совсем мало идеологии, зато много обыденного, вневременного, бытового даже, одиночества, которое герои с разной степенью успеха (чаще да, чем нет) преодолевают. Об этом его мелодрамы Мама вышла замуж, Здравствуй и прощай и даже Семь невест ефрейтора Збруева с Выйти замуж за капитана, не говоря уже о Старшем сыне и перелицовке Женитьбы Гоголя, в которой при этом есть и сочувствие к героям.
Так что пересечение Мельникова с Вампиловым было неизбежно, тем более что оно случилось уже на помянутом Старшем сыне. Только Утиная охота обладает странными свойствами. В ней, к примеру, нет классической фабулы, истории... Она в лучшем случае угадывается, но не просчитывается. Соответственно, это набор зарисовок, приведших главного героя к на границу между жизнью и смертью. Второй пример странности - главный герой. Всё ж таки более характерно присутствие антагонизма между героями. А его нет. Да ещё над Зиловым давлеет жизнь и одиночество. Он ни за что не борется среди людей - некий азарт захватывает лишь в природе. А это опять же редкость для советского кино
К тому же Мельников предпочитает другое название - Отпуск в сентябре. Почему? Может, чтобы подчеркнуть кризис возраста за серединой жизни. Может, его привлек "отпуск" - некое освобождение от опостылевшей действительности. А, может, и атмосфера мрака, дождя, меланхолии, упадка... Осень здесь далеко не золотая. В лучшем случае жёлтая.
И вроде бы клеймение интеллигенции было вполне в тренде и ничего антисоветского в фильме нет, но его все же положили на "полку". Сам Мельников говорил, что начальство было довольно картиной, но искало какой-то повод, чтобы вставить её в телепрограмму. И... не находило его. Не вписывался Отпуск в советские тренды и систему советских ценностей. И потому, что, скорее, был об антиценностях. И самая главная странность - Зилов для зрителя оказывался более обаятелен, чем остальные, вроде бы правильные (впрочем, не всегда) персонажи. Видимо, потому что чувствовал некую схематичность жизни, в которой живому существу встроиться не представляется возможности. Какая уж тогда классовость, марксизм и т.п. Здесь ведь присутствуют совесть, неприкаянность, нереализованность, битьё мухой о стекло... Мужское окружение оказывается тонкой пародией на самих себя, а женское слишком жаждет любви, в которую Зилов уже и не верит. Вампилова и Мельникову удалось расковырять все эти советские налёты и докопаться до сути человека, которая не вписывается в концепт "светлого будущего". Поэтому "Отпуск в сентябре" оказался вневременным и "застойным" одновременно - вернее, антизастойным, потому что его фиксировал.. Ни за, ни против Советов. А это уже прямой путь на "полку".
Вдвойне было обидно за Олега Даля, сыгравшего, возможно, лучшую свою роль, в которой его собственная неприкаянность буквально светилась на лбу и его персонажа. Для этого пришлось сначала надеть маски, а потом несколькими резкими движениями их сорвать.
Безысходность. Только и всего.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (24.05.2018)
Просмотров: 9
Всего комментариев: 0
avatar