Пятница, 21.07.2017, 01:42
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Остановился поезд
Сегодня название фильма звучит даже метафорически.
В том смысле, что остановился большой советский поезд – и на чьей стороне авторы: следователя или журналиста – до конца непонятно.
Сюжет: состоялось крушение поезда, кровавый масштаб которого остановил машинист, до конца оставшийся в кабине локомотива, удерживая тормоза. Но чего больше в трагедии – героизма машиниста или халатности других исполнителей? В этом и пытается разобраться следователь (Олег Борисов).
Вопрос, прямо скажем, непростой. Напоминает сегодняшние дискуссии из серии «А стоит ли говорить об истинных (не всегда приятных) причинах трагедий?» Для пущего демократизма, читай – сложности, дуэт Миндадзе-Абдрашитов наделяют следователя чертами, которые очень неприятны обывателю – въедливость, непочтение к авторитетам и почти абсолютное действие «по закону», что граничит с формализмом, не щадящим чувства значительного количества людей, проживающих в сравнительно небольшом городке. Пожалуй, даже этого было бы достаточно для того, чтобы фильм состоялся. Но сквозь свидетелей, начальников, подчиненных и обывателей, к которым относится и журналист, сыгранный Анатолием Солоницыным, видна коррозия советской морали, давно ставшей двойной. Сокрытие правды ради защиты героизма, заметно покрывшегося фальшивой позолотой, квартира вдовы, упомянутая тем же журналистом, купленная ценой человеческой жизни, наконец, искаженно понимаемый гуманизм. Сквозит и коррозия политической и экономической системы, где, казалось бы, посланный этой системой следователь оказывается в одиночестве и очень символично в финале тонет в толпе, устанавливающей идола.
Во многом фильм 1982 года стал предтечей перестройки, пытавшейся с помощью своего «Прожектора…» осветить те черные дыры, которые пытается в кино открыть следователь. В свою очередь, восстанавливая исторический фон эпохи, нельзя не вспомнить, что именно в этом году к власти приходит Андропов, как раз и начавший борьбу с разгильдяйством. Так что фильм с большой натяжкой можно считать политическим заказом, чего за Абдрашитовым вроде бы никогда не угадывалось. Однако, как и в реальности, несмотря на открытость финала, следователь скорее терпит поражение. Отдельного упоминания стоит роль Олега Борисова, последовательного ревнителя законности «в том числе жесткими» средствами.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (12.12.2009)
Просмотров: 396
Всего комментариев: 0
avatar