Оскар-2018
Один из материалов на тему Оскара сподвиг и свои ощущения от Оскара описать. Итоги нынешнего Оскара хоть и широко рекламировались, но почти не обсуждались. А вроде есть за что зацепиться. Уже предыдущие годы должны были насторожить наблюдателей. Во-первых сами наблюдатели почему-то акцентируют внимание не на справедливости наград или сравнении художественных достоинств фильмов. Чуть не главный вопрос церемонии: А какими были рейтинги телетрансляции? Того и гляди, что Оскар превратится в шоу типа "Голос", где процесс важнее результата и уж тем более его значения для кино. Парадоксально, что в самой трансляции при этом почитается более всего интрига - типа если неизвестно, какой фильм станет лучшим, то телезрители будут смотреть ее до конца. Оскар вроде как особый вид спорта или выборов, тоже в общем-то превратившихся в шоу (почти что Бенни Хилла). Ещё несколько лет назад и вовсе поминутно считали число Оскаров у каждого из претендентов, как на скачках, кто кого обгонит. Особенно многое изменилось после победы, как ни странно прозвучит, "Старикам здесь не место". Шедевральность фильма поняли далеко не все и потому ни трансляция, ни сами участники оскаровского пула никого не увлекли.

Ведущий церемонии Джимми Киммел
Может, все это, а, может, и многое другое заставили академиков иначе взглянуть на свою роль. Уточним, что именно - прежде всего, коммерческая привлекательность. И фильмов-номинантов и самой церемонии, а, значит, академии и собственно премии. 
Ну и, чтобы держать и интригу церемонии, и привлечь зрителей, которые кино не смотрят вообще, и, наконец, иметь спонсоров наверху и соответствовать моменту, в Оскар впилась политика. Да и считать, кто сколько статуэток взял по ходу, теперь тоже стало неправильно, ибо, если верить интуиции и тому, что слышалось ранее во время трансляции, изменился принцип голосования за лучший фильм. Раньше голосовали все члены академии - актёры, режиссеры, операторы и т.д. Потому и главный Оскар уходил к фильмам, имевшим к концу церемонии много статуэток, а сами фильмы были актёрскими (их больше всего в академии), т.е. действительно лучшими, за редкими исключениями. 
Теперь же править бал в главной номинации стали продюсеры. Нетрудно догадаться, что коммерческие и политические интересы значимы именно для продюсеров, имеющих в Голливуде власть. К тому же на них влиять (кому бы это ни понадобилось) попроще - их просто меньше. 

Неудачники церемонии
Наконец, Америку охватила целая волна кампаний за права. Одна и вовсе прямо связана с Оскаром - афроамериканцы не увидели себя в номинантах (само по себе забавно, ведь не слышно же было жалоб евроамериканцев по поводу засилья в спринте их африканских братьев). И тут же на следующий наградной сезон штудировали соотношение "черных" и "белых" фильмов. Дальше больше - скандал с педофилами в церкви отмечен В центре внимания, признание гомосексуальных браков и вовсе "запихало" геев едва ли не во все оскаровские номинации, а теперь Фрэнсис МакДорманд громогласно заявила о феминизме с высокой трибуны дважды лауреатки Оскара, да ещё на фоне скандала с Вайнштейном, Спейси и даже Хоффманом (последний временно отмазался). Скандал с Россией - нате вам Икар. В общем, политизация главной кинопремии, если не мира, то Америки, налицо. Наверное, это расширяет ее аудиторию. Вот только к искусству имеет весьма опосредованное отношение.
Этот год - в чем-то квинтэссенция такого подхода академии. Конечно, не все фильмы "отмечены" фриками, геями, неграми, но в том и будет их проблема. Вернее, была. Потому что главные фильмы церемонии все эти уроки учли.

Актеры-"оскароносцы"
Во всяком случае, Три билборда на границе Эббинга Миссури и Форма воды - точно.
Правда, в Трёх билбордах все эти типы, не являясь центральными, смотрятся почти как фетиши. Более того, Макдона не наделяет своих героев катарсисом, а лишь его подобием. Его герои вроде и раскаиваются, но в общем и целом остаются слегка расистами, гомофобами, мужененавистницами и т.п. Есть и нечастая в американском кино, зато хлебная, антиклерикальная тема - В центре внимания, впрочем, хорошо погрел на ней руки. К счастью, все эти фобии и анти идут вторым планом - вроде как пропуском на Оскар и прочие премии служат. Может, поэтому некоторые могут заподозрить здесь лёгкую иронию над этими высокими идеями прав человека.
Зови меня своим именем даже не стесняется - в чистом виде гомосексуальное кино, где талантливый парень отказывается от приписанной гендерной роли, предпочитая чувственную эмоциональность почти женского склада. Художественно это почти самый интересный фильм оскаровского пула. Но... Привела его в номинацию тема. Как, хоть и неплохой, триллер на тему расизма "Прочь".

Гильермо дель Торо
В этом смысле Форма воды - сказочная квинтэссенция этого набора. Гей есть, негр (итянка) есть, феминизм, особенно актуальный в прошедшем году присутствует - две женщины отстаивают, почти качают, права перед мутными мужчинами, из которых самый приличный это "морской дьявол".
Конечно, Дель Торо мастерски комбинирует все необходимые ему фетиши, вплоть до кино в кино, но однозначность страшненькой сказки (почти как у братьев Гримм), где роли определяются старыми и свежими архетипами зрительского сознания, мешает воспринять экранное действие больше чем как просто "страшно красивое". К тому же двигает Дель Торо идею привлекательности не злого спецслужбиста (привет Кубрику с доктором Стрейнджлавом), а чудовища - дикого, но симпатичного. И это отнюдь не коммунистический Человек-амфибия Беляева из нашенского шедевра 60-х, а современный экологизм плюсом ко всему вышеперечисленному. Характерно, что куда как более новаторский и художественно ценный "Лабиринт Фавна" на Оскаре прокатили, пока режиссёр не сделал правильные выводы и не вырвал-таки дядюшку Оскара у защитников ценностей дядюшки Сэма.

Даже в почти женский "Леди Берд" (кадр 2 в верхнем ряду)
умудрились пихнуть гейскую тему
Но ещё "веселее" дело обстояло в иностранной номинации - проблемы нелюбви в России и мире, выхолощенного политкорректностью мирка европейских культурных интеллектуалов, тема альтернативной реальности венгерского леса и что-то там из Ливана не очень заинтересовали академиков. Тем более на фоне актёра-актрисы-трансгендера в чилийской Фантастической женщине. Это, конечно, вкусовщина, но минимум два фильма вы номинации будут покруче.
Надеяться, что какой-нибудь авангард будет брать статуэтки мешками никогда не приходилось, но здоровый компромисс с чем-то приближенным к искусству не помешал бы. А то кино рискует превратиться в абсолютную бульварщину - уже превращается. Зритель-потребитель и власть диктуют миру как правильно шагать, снимать и жить. Вряд ли Академия рискнёт обласкать вновь что-то вроде Коэнов - Льюин Дэвис в номинации уже не попал. Жаль...
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (04.04.2018)
Просмотров: 294
Всего комментариев: 0
avatar
close