Кинопанорама 52
 
Сериал по Агате Кристи в новом обличии, социальная сатира советского пошиба, обаятельный бездельник и не только на пляже, шедевр итальянских кровавых ужасов джильи от Дарио Ардженто, погружение в ментально иную эпоху начала XIX века Эрика Ромера, кризис среднего возраста Олега Янковского и не дожившая до кризиса среднего возраста дама с камелиями в кинопанораме за номером 52

Опекун. реж. Альберт Мкртчян, Эдгар Ходжикян, СССР, 1970

Миша Короедов (Александр Збруев) - почти профессиональный бездельник, предпочитающий загорать на пляже, нежели у мартеновской печи. Но тут симпатичная девушка Люба (Клара Лучко) определяет его опекуном к старушке, у которой хорошее наследство... 
В целом пропагандистский фильм, продирающий нездоровые отростки-апендиксы советской жизни - тунеядство, алкоголизм, мелкое хулиганство, самогоноварение и т.д. Знакомый набор? Ага. Все это уже встречалось у Гайдая. И как комедия Опекун безоговорочно проигрывает комедиям классика. И типажи, хоть и яркие, но... не те. В харизме не добирают. Да и тема перевоспитания 
Однако два героя все же заслужили внимания. Первый - Александр Збруев. Уж больно глаза умные и совестливые, так что его перерождение вполне завлекательно - на перепутье ж человек. А вот второй - Тебеньков - уже на самом дне. И, как бы это ни было странным при громаднейшей фильмографии актёра, это одна из лучших ролей Георгия Вицына. Нечто живое, а не карикатурное или плакатное, рисует именно он. 
Оценка 6

Убийства по алфавиту. Реж. Алекс Габасси. Великобритания. 2018

Сериал о постаревшем Пуаро, расследующем серию убийств товарищем ABC. Разумеется, маньяком, убивающим по алфавиту. 
Советскому зрителю трудно смотреть любого другого Холмса, не сыгранного Василием Ливановым. Российскому (и не только) трудно видеть в роли Пуаро не Дэвида Суше. А ведь играет бельгийца ни много ни мало Джон Малкович. И хотя он старается изо всех сил, изображая драму отвергнутого героя, серьёзность его персонажу идёт как Соеву пенсне. 
Фильм вообще лишён иронии, нарочито серьёзен, затянут и как будто главной темой берет бренность славы на Земле и рано или поздно наступающее раскаяние за грехи. За попытку сваять нечто новое из Агаты Кристи и ее Пуаро - плюс, за исполнение... всё-таки минус. Детектив всё-таки должен либо увлекать либо нагнетать саспенс, но быть лишенным и того, и другого - вряд ли. 
Оценка 6,5

Пляжный бездельник. Реж. Хармони Корин. США-Великобритания. 2019

Лунный пёс - бездельник, тусовщик, трахает всё что движется из женского пола, но ещё и поэт. Несмотря на то что бабник, у него есть жена и дочь, которая ко всему ещё и замуж выходит за очень правильного парня. А жена (кстати, не бедная женщина) оставила ему наследство с условием, что он напишет книгу...
Давненько не было такого отвязного кино в наших кинотеатрах - последний раз нечто подобное возникло на заре 90-х, когда я увидел в большом зале фильм с похожим названием - Пляжные девочки. Фривольность, необязательность, обязательная марихуана, секс (впрочем, не такой уж разнузданный) - вот что если и не воспевается, то не осуждается. В отличие от помянутых девочек, Хармони Корин возводит такой набор в философию анархизма и нонконформизма. В качестве ориентиров берет битников (но со знаком плюс) и таких ребят как The KLF, повторяя один из их анархистских подвигов. Он чужд революционности, но призывает жить по-своему. 
Символично, что пёс в финале предпочитает не управлять жизнью, а плыть по течению. А жизнь представляется воплощением гедонизма. В этом его обаяние, сыгранное Мэттью Макконахи. Далеко не гениальный фильм - кривой и косой в воплощении, с фактически отсутствующим сценарием, но, как и его герой, в чём-то обаятельный и точно искренний и не бессмысленный, в котором подкупает весёлое сопротивление нынешнему консерватизму.
Оценка 6,5

Суспирия. Реж. Дарио Ардженто. Италия. 1977

Американская студентка приезжает в пансион где-то в Германии, где происходят странные вещи - ее сразу же не пускают с вечера в дом, а потом начинают пропадать девушки из пансиона... 
Дарио Ардженто - гений жанра джильи, наверное, не придется всем по... вкусу (совершенно неуместное здесь слово, но что делать). Однако если любой мало-мальски что-то видевший киноман это дело рискнёт и посмотрит, то целым рядом вещей не сможет не восхититься: 
Во-первых, игра цветов и, в первую очередь, использование красного. Спойлер: банальное понимание красного как цвета крови явно маловато для этого. К тому же это просто надо видеть.
Во-вторых, гениальная музыка итальянской неопрогрессивной группы Goblin. Создавая варево из каких-то криков, ночных кошмаров и роково-электронной (почти краут-роковой) мелодии нагоняет настоящий ужас и даже круче, чем собственно изображение. Благо, можно и отдельно сие слушать, чтобы убедиться. 
Ну и то, что американка борется со всякой нечистью, обитающей в Европе, тоже симптоматично. 
Наконец, это без вопросов пугает, хотя спецэффекты могут показаться анахроничными. Но в этом и достоинство - по существу джильи основывается отнюдь не на технологичности. Цвет и звук важнее. 
Оценка 8

Маркиза фон О. Реж. Эрик Ромер. Франция-ФРГ. 1976.

Наполеоновские войны. Русские войска штурмом берут крепость где-то на севере Италии. Вдова маркиза фон О. подвергается насилию со стороны, но вмешательство русского подполковника (Бруно Ганц) спасает женщину. Через несколько дней он делает вдове предложение, но и она, и ее семья сомневаются в ответе... А ещё через несколько недель маркиза неожиданно для себя узнаёт, что беременна...
Стилизованная экранизация Эрика Ромера после просмотра оставляет больше вопросов, чем ответов. Что это? Подстрочник? Издевательство? Постмодернистская шутка-игра? Сентиментальный бульварный роман? Наверное, это может быть и тем, и другим, и третьим. Отчасти ответ даёт сама новелла Клейста, по которой фильм поставлен - как даёт ответ Интернет, построенная на пропуске важнейшего эпизода. Поэтому читателю (зрителю) приходится в течение всего чтения и просмотра гадать, демоны или ангелы участники драмы. Они ещё во многом и заложники своего века - насколько благородного и галантного, настолько и безжалостного в войне и в любви, где от святости до разврата... и обратно! один шаг.
В итоге получилось как бы подглядывание в начало 19 века кинокамерой, которая в качестве фокуса использует ещё и пастельные тона живописи того времени. 
А финал всё-таки оглоушил канделябром. Причём сильно. 
Оценка 7,5

Полёты во сне и наяву. Реж. Роман Балаян. СССР. 1982

Сергею исполняется 40 лет - вроде он и любим, есть семья, есть полёты, но... куда ж деться от кризиса среднего возраста. 
О глубине морального кризиса и падения советской интеллигенции и не только её. 
По большому счету Роман Балаян повторяет диспозиции крупных фигур итальянского неореализма, ну или, если угодно, новой Одиссеи. Его герой Сергей мечется без видимой цели между кучей объектов, но его всё время уносит в сторону или никуда не прибивает.
Три женщины: с одной связано все, кроме долга, с другой не связано ничего, кроме долга, с третьей связан автомобиль по доверенности и... дружба? С её стороны любовь... Отобранная у друга (и начальника)... Работа, с которой вообще ничего не связывает. Мать, к которой едет-едет и никак не доедет... И ткнуться некуда и убежать неоткуда. 
Наверное, это было бы не так страшно, потому как кризис среднего возраста - не специфически советское явление. Другое дело, что ситуация вокруг героя специфически советская и снят фильм в 1982 году. Самый что ни на есть застой, а сам инженер получается из поколения шестидесятников, которое так и не смогло, а, может, не захотело. В любом случае оно себя исчерпало, особенно на фоне молодых и не знающих авторитетов (Олег Меньшиков). 
Оценка 8

Подлинная история дамы с камелиями. Реж. Мауро Болоньини. Италия, Франция. 1981

История как бы прототипа героини романа и пьесы Александра Дюма-сына Маргариты Готье - Альфонсины Плессис. 
Любопытно смотреть этот фильм конца сексуальной революции на фоне современной бушующей консервативности и воинствующего феминизма.
Проще всего было бы трактовать Альфонсину как жертву мошенника-отца, безразличных торгашей, высокомерных псевдоэстетов-аристократов (кстати, блистательная сцена обнаженной Альфонсины на лестнице особняка ее циничного любовника), раздвоившегося в стыде и страсти мужа и так и не увидевшего в ней ее саму пожилого покровителя, потерявшего дочь. Наконец, и опоздавший Дюма-сын тоже привел молодую женщину к ее нерадостному концу.
Вот только и история со священником кое-что значит, потушив пожар любопытного пубертата, и Изабель Юппер, которая справедливо сочла (вместе со сценаристами и режиссёрами) за лучшее не давать своей героине пафосных реплик и обличающих сентенций. Она отнюдь не бессребреница и далеко не во всём жертва обстоятельства. Но жертву все же несёт и вполне осознанно, греша, но не обвиняя в грехе других... 
Странно, что ещё в юности посмотрев этот фильм, я слабо помнил его коллизии, но образ Юппер засел в голове крепко, так что ее гениальность точно не обсуждается. 
Есть и ещё один факт, достойный упоминания. В титрах присутствует некий Vladimir Pozner. Как минимум, он явно русского происхождения (а то и не чуждый Франции известный телеведущий). Видимо, поэтому мотивы Бесприданницы навеялись - "я искала любовь, но не нашла, так буду тогда искать денег". Впрочем, Дама с камелиями появилась чуть раньше...
Оценка 7
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 211
Всего комментариев: 0
avatar
close