Однажды в Голливуде.

Реж. Квентин Тарантино.
В ролях: Леонардо ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби
США, Великобритания, Китай.
2019
Оценка 8,5

Рик Далтон (Леонардо Ди Каприо) - актёр, вышедший в тираж на фоне успеха Полански, живущего по соседству. А ещё есть хиппи, которых он не любит. Зато и особняк в Беверли-Хиллз и респектабельная жизнь с баром и бассейном.
Клифф Бут (Брэд Питт) - дублёр, водитель и почти слуга Рика, но и его единственный друг. Ездит на развалюхе (зато быстро), живёт в лачуге, где кормит всякой дрянью себя и свою собаку (кадр собачьего корма отсылает в гиперреализму Энди Уорхола) и пьет стрёмное пиво.
В зачине Рик встречается с продюсером Шварцем (Пачино), который предлагает работу в Риме (спагетти-вестерны), но Рик отказывается... Типа неперспективно. Но это ненадолго... Да и фильм в итоге не об этом.
 
Этот год стал годом 8,5 для двух крупных режиссёров - чуть раньше в наших кинотеатрах тихонько отгремел другой гуру мирового кино Педро Альмодовар, а теперь вот и наше все - Квентин Тарантино. Да и чего удивляться - фильм как раз 9-й. К слову, Тарантино уже настолько наше всё, что сам прилетел на московскую премьеру, а славный своими цензурными подвигами и экзерциссами "культурный" министр Мединский проводил его по Кремлю и Красной площади. 
Ну да вернёмся к теме 8 1/2. Нет - конечно, это не Феллини и не Альмодовар, и главный герой поэтому не режиссёр и вроде никаких альтер-эго Тарантино в Однажды в Голливуде не наблюдается. Но сравнения напрашиваются по двум причинам: Тарантино окунается внутрь кино во-первых, а во-вторых за точку внедрения берёт год своего рождения. И уже на одном этом можно построить метафору вплоть до появления его не столько как младенца, сколько как личности на переломе киноэпох. Тарантино совершает вояж в мир создания кинематографа, который он любит, не исследуя себя зрелого и перезрелого, а вспоминая себя в зародыше.
Тем паче что в кадре мелькают ни много ни мало Брюс Ли, Шэрон Тэйт, Роман Полански, Стив Маккуин. Несложно заметить, что в таком наборе переплелись и жанровое, и авторское. А это и есть Тарантино - одновременно фанат Эйзенштейна и боевиков категории Б. 
Так что Однажды в Голливуде - это ещё и ответы на претензии к нему персонально и к кино в целом. 
1) Претензия номер один. Отсутствие реализма.
Надо сказать, что в двух предыдущих фильмах режиссер уже прибавил в этом деле, вплоть до натурализма в Джанго в нескольких эпизодах. Но Однажды в Голливуде в итоге один из самых реалистичных и (почти) не играющих в кинопаззл тарантиновских фильмов. Порой даже кажется, что режиссерская рука не коснулась монтажных ножниц и на некоторых эпизодах зрители таки уходили из зала (таких было, впрочем, подавляющее меньшинство и их жаль). К тому же фантазия не может в абсолюте разгуляться там, где есть реальные (уже) исторические люди. Так что сцены со съёмочной площадки сериала и путешествия Клиффа на ранчо практически лишены иронии и тянутся как спагетти, но (почти) без вестерна.
А есть ещё и приметы времени, вставшие в полный рост попозже - начинающееся засилье ТВ, которое в то время пока ещё было спин-оффом большого кино, смена мировоззрения (эпизод стареющего Ди Каприо и маленькой девочки на площадке - одновременно чтение вестерн-трэша и биографии Диснея, прагматизм и сентиментальность), вечеринка Плейбоя, хиппи... Не говоря уже о постоянно мелькающей в кадре Шэрон Тэйт (Марго Робби), которая своей почти детской непосредственностью буквально освещает кадр. С ней есть скорость, много музыки, она открыта для хиппи... да и вообще для людей. 
Тут дело, конечно, не в реализме, но... Это нечто из третьего измерения - место и время, где реальность жизни смешивается с реальностью кино.
 
Вторая претензия. Жанровые игры, которые всего лишь игры. 
Здесь все пляшет от той самой реальности - Тарантино включает ранее не свойственные ему элементы триллера с саспенсом и чем-то вроде хоррора в одном флаконе. Как-никак дух Чарльза Мэнсона зловеще витает над этой историей, что не предполагает (вроде бы) чистой радости. Но и все остальное из любимого никуда не делось. Брюс Ли, к примеру. Пожалуй, ошибкой будет воспринимать образ актёра (!) как оплеванный Тарантино и поданный им в неприглядном свете - просто он развенчивает миф о Брюсе как мастере единоборств, зато делает едва ли не идеальным киногероем (он занятно пересечен с Тэйт). Или вестерны, в которых погряз Рик - спагетти и формально не спагетти (хотя что может быть длиннее сериала). Или драма пополам с комедией - иначе эпизоды с Ди Каприо смотреть невозможно (его слезам в кадре и сочувствуешь, но и от смеха удержаться сложно). Как-то напрашивается трактовка всего сюжета как превращения киноперсонажей того времени в живых, коими они для Тарантино и являются. А в этом контексте игра с жанрами перестает быть чистой игрой, хотя, если поковыряться, то таковой она и раньше не была. Впрочем, игра-то остаётся - даже название отсылает к Серджио Леоне и не только. 
 
​​​​​​​
Третья и главная претензия - эстетизация насилия. Признаться, посмотрев Криминальное чтиво, трудно было не впасть в морализаторство, подпав под обаяние бандитов. Ну как же можно так симпатично и смешно показывать убийц! Поэтому Тарантино одновременно стал священной коровой для поклонников и грушей для битья для противников массового кинематографа. Правда, стоит заметить, что именно ирония (местами издевательская) не позволяла ставить его героев в качестве примеров. А многие киноведы и критики находили (и не беспочвенно) тему морального выбора - и у Джулса, и у Бутча. 
Но с Бесславных ублюдков Тарантино вообще вышел на тропу войны с историческим злом киношными методами. Гитлеру с нацизмом и рабству перепало по полной. И трудно кинуть камень в Квентина за жестокость этой расправы. В общем-то его принцип - это не толстовство, а "добро должно быть с кулаками". 
Отчасти именно на этой стезе он и остаётся. Но он пытается преодолеть условность кино в абсолюте. Это не в чистом виде игра - это противостояние кино и жизни. Кто в нём побеждает? Чьей победы вы хотели бы? По большому счёту в одном из начальных диалогов результат предсказан... Но спойлера не дождётесь. 
В общем-то Однажды в Голливуде это панегирик кино - оно не просто интересно само по себе, с ним не просто интересно играть, оно лучше жизни и выигрывает у неё по всем статьям! Причём даже если это кино, по мнению некоторых, плохое. Парадокс даже в том, что именно безвестное жанровое кино спасает мир, ибо несёт в себе железобетонную мораль борьбы со злом. 
Так что Квентин Джеромович от себя не ушел, но глубоко копнул - то ли в себе, то ли во времени... Но вообще-то оправдал себя перед историей - в очередной раз доказав, что его любовь к насилию на экране лишь изнанка ненависти к насилию в жизни. 
P.s. Дуэт Ди Каприо и Питта - лучшее, что случалось с актёрами примерно за пятилетку. 
Оценка 8,5

Эпизод с чтением - 8-летняя девочка с биографией Диснея, Рик с чтивом про ковбоя, повредившего спину и потерявшего многое и Тэйт, покупающая на фамилию Полански "Тэсс из рода Д'Эбервиллей"", но прошедшая после этого на фильм с самой собой, но на халяву и явно радующаяся своему участию в нём с Дином Мартином.

Актёры читают чужой текст и убивают понарошку в то время, когда во Вьетнаме убивают всерьёз. Поэтому для хиппи каскадёр интереснее. 

Несколько эпизодов на съёмке сериала про ковбоев. Кстати, даёт вполне себе класс этот спивающийся и не всегда помнящий текст Рик. 

Сериал "ФБР"

Если ты вырос перед телеком, то ты воспитан на убийствах - члены Семьи высказались
Флешбэк с Брюсом Ли и ссора с Рэнди (Клифф слегка побил Брюса)... Кстати, забавно вышло.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (09.11.2019)
Просмотров: 207
Всего комментариев: 0
avatar
close