Одержимость Whiplash (2013)

реж. Дэмиен Шазелл

В ролях: Майлз Теллер, Дж.К. Симмонс, Пол Райзер, Мелисса Бенойст, Остин Стоуэлл, Нат Лэнг, Крис Малки

США

2013

Оценка 9

Джаз умер?!

Эндрю Ниман, слушатель консерватории и начинающий барабанщик, взращенный на записях Бадди Рича, попадает в оркестр знаменитого дирижёра Флетчера. Однако лёгкой жизни у парня не будет, ибо педагогический принцип Флетчера — нет более опасного слова в английском языке, чем слово «молодец».

Пару-тройку лет назад этот фильм произвёл фурор на фестивале в Сандэнсе. И есть от чего. Давненько ж не было кино о психологии творчества, а уж о педагогике не было… В Америке, может, и вовсе не было. Ан нет - были "Школьные джунгли"... Кстати, именно там звучал суперхит про рок вокруг часов.

Давненько не было фильма и о джазе — хотя и благородном, респектабельном, но ныне подзабытом широким кругом меломанов направлении. Наконец, давно не было фильма, где мюзикл умудрялся бы сочетаться с триллером. Если не считать, конечно, малоизвестной в США «Танцующей в темноте».

Главное, что подкупает в молодом режиссёре Шэзелле — преданность классическому джазу при абсолютной честности по отношению к нему. Нет настоящей музыки без драмы и поэтому герои её создают. Из какого ж сора?

Начальный тезис — джаз умирает. Почему? Да Бог его знает… Но ощущение, особенно по истории Чарли Паркера, аж трижды пересказанной в фильме, что за него перестали умирать. Косвенно это подтверждается и сюжетом с семейным ужином, где обколотый и нищий Чарли ставится выше сытых яппи. Впрочем, параллель можно вести и дальше — современному миру знаком успех, но измеряется он отнюдь не в эфемерных категориях «пределов возможного», а в кубках, славе и т. п., даже если это третийдивизион университетской лиги лакросса.

Ещё одна черта — подчёркнутая неполиткорректность, напоминающая, что мир — это всё-таки борьба, в которой рождается высокое. Высокое же звание учителя заключено не в доброте, а в требовательности уровня тирании. Есть даже ощущение, что режиссёр готов был как Алексей Балабанов вставить и совсем уж неприемлемые словечки типа ниггер, но его спасла репутация жанра как чёрного. Зато есть определения «жидёнок», «педик» и т. п. Правда, надо сказать, что подобными терминами фильм не злоупотребляет.

Есть ещё и тема взросления. Вот, например, оспаривается старый миф о любви как источнике вдохновения. Если, конечно, это не любовь к искусству. Скорее, в духе всё того же «предела возможностей» речь идёт о приближении к смерти и экзистенциальном одиночестве. И вроде бы любящий отец-утешитель становится таковым не вследствие доброты, а по комплексу неудачника, пришпориваемого и своему сыну — идиллические сцены поедания попкорна даже при произнесении навевают тоску. Поэтому Эндрю сначала окончательно отказывается от любви девушки, а затем и от опеки отца… Ведь все, что не убивает нас, не требует сочувствия, а требует сделать нас сильнее.

Финал, конечно, немного разбивает картину одиночества в искусстве, но… вряд ли можно его квалифицировать как хэппи-энд, ведь, что будет в следующий момент, ни зритель, ни герои не знают.

Отдельная песнь — техническому и жанровому воплощению. По просмотре никак не ясно — драма это или триллер, достойный Игры навылет Лео Манкевича, где смена масок таит в себе трагедию, сумасшествие, опустошение, а то и смерть. Где высокомерие — добродетель, а сочувствие — порок. Где комфорт уступает место безумию игры (неважно, на трубе, барабане или с людьми). Наконец, последняя сцена и вовсе попахивает гениальностью — совершенно сумасшедшие монтаж и монтаж звука и операторская работа во вроде бы камерном фильме о почти камерном ныне жанре. И, конечно, Джей Кей Симмондз — страстный, а кое-где и сентиментальный самодур-манипулятор с диким взглядом.

 

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (24.08.2017)
Просмотров: 501
Всего комментариев: 0
avatar
close