На границе миров

Реж. Али Аббасси
В ролях: Ева Меландер Ээро Милонофф Йорген Торссон Анн Петрен и др.
Швеция, Дания
2018
Оценка 8,5

 
Тина - бесценный таможенный кадр. Своим обонянием она чувствует ни много, ни мало стыд, страх и прочие неприятные запахи тех, у кого рыло в пуху. Например, ловит снимающих детскую порнографию... Но в ее жизни вдруг появляется странный тип, поразительно похожий на неё и вызывающий как влечение, так и страх... Ради него ей (?) придётся нарушить границы почти ладно скроенного собственного мирка. 
Когда-то нечто подобное должно было появиться. Европейские интеллектуалы и американские окологолливудские независимые все свои политкорректности до сего момента облекали в форму в лучшем случае комедии (типа Детки в порядке или та же Зелёная книга), но чаще всего почти в лоб пропагандировали идеи равенства прав и угнетенности разного рода меньшинств, намекая: они хорошие - давайте просто разберемся со своей брезгливостью и фобиями и тогда все будет хорошо. Конечно, были и приятные исключения типа Педро Альмодовара, но, положа руку на сердце, он снимает не в чью-то защиту, а просто о том, что люди разные, ну и почему они такие (даже антиклерикальное во многом Дурное воспитание было не так уж и в либеральном тренде).
И вот швед иранского происхождения Али Аббасси снимает... Нечто. О ком? ЛГБТ, мигранты, инвалиды, женщины, гринписовцы и т.д. Подставляйте кого угодно из "угнетаемых", но немного с другой стороны. Причем почти буквально с другой. 
Ведь как бы то ни было, но режиссёры-правозащитники снимают со стороны состоявшихся, вполне себе успешных, т.е. адаптировавшихся в обществе людей и желающих той же доли для себе подобных. При всей любви таков Озон, такова Холоденко, таков даже Ван Сент (во всяком случае в Милке) А Аббаси ставит все верх тормашками. Его героиня (там внутри сюрприз) внешне не угнетается. Все её проблемы с социумом в далёком прошлом (где-то там в районе 3 лет). Тина востребована - на таможне она главный специалист, её не сторонятся соседи, хотя и удивляются ее способности чувствовать животных. Она, несмотря на внешнее... уродство, даже сексуально привлекательна для своего приживалки (хотя в этом омуте, как и в любом другом, чертей хватает). Ее привлекает к своей работе с особым статусом полиция. 
Но проблема в ней самой - она САМА другая, а не мир сделал ее такой или не желает принимать ее "инаковости". И тут появляется такой же тип как и она сама... При этом режиссёр избегает идеализации героев. Скорее, наоборот - напяливает на одного из героев всю нечисть мира во главе с терроризмом. 
Тут бы стоит заметить, что при всех раскладах перед нами не драма. Во всяком случае, не в чистом виде. На афишах и постерах это пишут как ужасы, что, конечно, ужас. Это, скорее, страшное фэнтези (где-то и про экологизм, кстати). Но и это неточно. Потому что эта странная смесь местами даже и забавна. Из аналогов почему-то вспоминаются братья Гримм и Терри Гиллиам, ну и фраза "на лицо ужасные... но и не всегда добрые внутри". Пожалуй, именно благодаря этому миксу достигается нужный эмоциональный фон. И он более правдив, нежели в реалистической драме, ведь что у нас там вызывают мигранты, геи, суровые некрасивые лица и т.п.? Иррациональный страх, недоверие, но и притяжение... Аббасси все это и вмещает в своих героев. И жанр поэтому избран самый тот. 
Самое же ценное в этом кино, что оно хоть и разрабатывает трендовые темы, но делает это далеко не политкорректным способом и не пытается учить, как надо к кому-то относиться. На границе миров - это не дидактика. Несмотря на страшную сказочность, он близок к реальности куда больше, чем иные драмы, и его рефлексия на тему свой-чужой тянет на философию "запад есть запад, восток есть восток" и никакая толерантность не спасет от "разности" людей, которая всегда будет для них проблемой, даже если вокруг все будет хорошо...
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 233
Всего комментариев: 0
avatar
close