Мы смерти смотрели в лицо

реж. Наум Бирман
В главной роли Олег Даль
СССР
1978
Оценка 7

Политотдел Ленинградского фронта решает создать агитационный танцевальный ансамбль,
для чего в Ленинград посылается бывший руководитель коллектива Дома пионера по фамилии Корбут.
Удивительно, что при пафосном названии сам фильм вышел скорее сдержанным. Такой опыт у режиссёра Наума Бирмана уже был - такой же тихой, за исключением пары сцен, была Хроника пикирующего бомбардировщика. Вроде бы о буднях войны. А смерть где-то рядом - даже в этой тишине. Вот и в реальной истории ансамбля Обранта, засветившегося, к слову, даже в Небесном тихоходе, Бирман решил разглядеть несколько тот же контекст. Собственно, он и выражен диалогом о военном Ленинграде:
- Я не имею права отправить детей на фронт!
- А вы думаете, что здесь не фронт?!
Вряд ли спойлером будет упомянуть, что Корбут (Обрант), отправляя своих воспитанников на передовую, хотя и танцевать, но на передовую (!), пытался спасти им жизнь. А Бирман попытался сказать, что разница между стреляющей пушкой и тишиной умирающего Ленинграда (события происходят в феврале 1942 года) просто отсутствует. Может показаться странным, но даже в 70-е тема условного тыла раскрывалась в кино редко. В лучшем случае фоном. А о трагедии Ленинграда старались и не поминать лишний раз - все знали, что голод и холод косили своей косой людей, что Ленинград - главный город-герой, но обо всём ужасе Ленинградской блокады больше молчали. И Бирман тоже (к счастью) не опускается до натурализма, не показывает детских смертей. Но зрителя кошмар всё равно кольнёт. На фоне эпопеи Блокада это может стать и откровением. Сцена с патефоном - совершенно точно...
Фильм совсем редко показывают по ТВ. Может, потому что он оказался не очень удобным в советское время и мало-мальского внимания так и не получил. Может, потому, что о войне принято рассказывать больше как о подвиге, а его здесь вроде и нет. А показывать (при таком количестве кабельных каналов) всё-таки стоит - очень достойная история, где ещё и один из самых трагичных актёров советского кино Олег Даль сыграл отличную роль - под стать самому фильму. Без нарочитого надрыва, без осуждений и борььы за правду и справедливость он пытается интеллигентно спасти жизнь искусством.
Условная претензия - фильм прерывается будто бы посередине и больше напоминает короткометражку. Впрочем, будем считать, что автор, в силу особенностей советского кино- и телепроизводства или ещё каких-то причин, просто предпочёл поставить многоточие. Большая история ансамбля Ленинградского Дома пионеров тогда ведь только начиналась.
Верх идиотизма, что созданный в таких условиях ансамбль распустили в 1958 году с формулировкой типа: за поклонение перед западными образцами танцевального искусства. Обрант умер в 1974 году. А фильм вышел в 1980 - незаметно. Наверное, от неловкости.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (07.07.2018)
Просмотров: 343
Всего комментариев: 0
avatar
close