Мы, нижеподписавшиеся.

Реж. Татьяна Лиознова.
В ролях: Леонид Куравлев, Ирина Муравьева, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Олег Янковский, Аристарх Ливанов
СССР
1981
Оценка 8
Леня Шиндин, специалист одного из сельских СМУ, пытается подписать акт приемки хлебозавода с членами приёмной комиссии, которые едут в поезде в город Елино, от чего зависит судьба его начальника Егорова и его самого...
Фильм как будто нарочно снят для тех, кто считал, что в СССР драконила цензура и отсутствовала социальная критика. Более того, автор сценария картины Александр Гельман прогремел на всю страну ещё одним шедевром - Премия. Причем на подмостках главного театра страны МХАТа Олега Ефремова. Вышел и фильм с Евгением Леоновым в главной роли. Там рабочие отказываются от премии по принципиальным соображениям, потому что кое-кто из начальников подмахивает плановые показатели. Но Мы, нижеподписавшиеся - это всё-таки бомба. Для знакомых с псевдолиберальным бредом относительно некритичного отношения к себе советского строя фильм определённо будет шоком. Впрочем, для советистов тоже.
 
Шок # 1. Подписание актов на столе, под столом и даже в постели (пусть и на недоделанный, советский лад, в котором муж тем не менее чуть ли не приказывает флиртовать с одним из членов комиссии). А по мелочи ещё и путешествие за казённый счёт с вином и закусками для сомнительных (хоть в чем-то и благородных) целей. Такая вот коррупция по-советски. 
Шок # 2. Рука руку моет. Фактически фильм рассказывает о наличии властных групп, имеющих совокупные групповые интересы, в которых решающее значение имеет не талант или способности, а "обоняние". Руководитель без своих людей долго в кресле не удержится, будь он хоть семи пядей во лбу. Поэтому Грижелюк создаёт вокруг себя команду... нет, не единомышленников. Этому формированию очень подошло бы слово "мафия". 
Шок #3. Советские принципы работают против советской системы. Более того, в отличие от Премии и многих других советских фильмов, здесь как бы и нет мудрой и справедливой партии, которая ставит пройдох и карьеристов на место. Леня Шиндин ради защиты "честного человека" использует, пусть и привычные, но аморальные средства (опять же маккиавелизм по-советски) - напоить, соблазнить, обмануть. Лиозновой хватает мастерства, чтобы не показать это "в лоб", а найти в этом "правду жизни" через нюансы. 
Напротив, Грижелюк и его покровители и команда используют вполне законные средства плюсом ко всей клавиатуре демагогических приёмов. 
Увы, но герой Аристарха Ливанова (Малисов) формулирует чуть ли не главный вывод фильма, обозначенный чуть выше: "Сила обаяния действует недолго, а многим вообще плевать на обаяние - обоняние им важно". Перевод с художественного языка на язык реальности будет означать примерно следующее: идеалистам в советской системе делать нечего, они исчезли вместе с революционерами 20-х годов. Их заменили советские иезуиты, отнюдь не исповедующие коммунистическую идеологию. Идеалисты, работающие для людей, а не для показателей, остаются одиночками. Фильм не обозначает из поражение - финал открыт и даже оптимистичен, ведь жизнь продолжается. Но тем интереснее смотреть картину из сегодняшнего дня - знаешь и понимаешь результат этих вроде бы частных, но политических игр. 
Татьяна Михайловна Лиознова уже обращалась к подобной теме в 17 мгновениях весны. Но там механика советской власти маскировалась под механику нацизма. Есть даже слух, что один из киноначальников обратил на это внимание. Ни о каком приравнивании режимов речи не шло, а часто режиссёр шла и вовсе на компромиссы - например, в образе Мюллера, которого из карьериста сделала идейным нацистом, но все же внутренняя борьба нацистской элиты напоминала и о нашей действительности. 
В Мы, нижеподписавшиеся Лиознова высказывается куда как более открыто. Неясно, как вообще фильм вышел на экран - столь уничтожающе порой выглядит его критика. Но парадокс как раз в том, что даже в перестройку киношники больше снимали о прошлом, чем о настоящем. А в "застойном" 1981-м это почему-то оказалось возможным...
Чуток портит фильм гельмановская театральность - его драматургия, увы, но не становится кинематографичной, зато общий строй и актерские работы (даже закадровые) доводят восприятие до архетипичного: работящий идеалистичный прохиндей Куравлёв, порочный обаятельный функционер Янковский, принципиальный советский функционер Яковлев, псевдоинтеллигентный карьерист Ливанов, трогательный конформист-женщина Лучко, слегка вульгарная, но преданная типично советская жена Муравьёва. Вся противоречивость советов именно здесь. Пожалуй, лучше она почти нигде в кино и не изложена. 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (31.08.2019)
Просмотров: 453
Всего комментариев: 0
avatar
close