Молчание ягнят
Молчание ягнят.

Реж. Джонатан Демме.
США.
1992.
Оценка 9
ФБР пытается поймать маньяка, похищающего и убивающего девушек, сдирая с них кожу, за что прозван Баффало Биллом. Руководитель отдела привлекает к расследованию стажёра Клариссу Старлинг, направляя ее для беседы с маньяком-каннибалом Ганнибалом Лектером в спецтюрьму, чтобы узнать что-нибудь о Билле, тем паче что им похищена дочь сенатора.
Сказать, что Молчание ягнят недооценённая картина все равно что отрицать гениальность Толстого, Достоевского и Флобера вместе взятых. 5 главных Оскаров уже поставили ее в ряд великих. Вот только просчитать это величие непросто. Каждый раз пересматривая шедевр, ты боишься темноты, гипнотизируешься Хопкинсом, ужасаешься Биллу, переживаешь за Старлинг, но никак не можешь осмыслить, где зарыта собака содержания. Ну хотя бы ответить на вопрос, почему большинство зрителей едва ли не поженили маньяка и спецагента, а режиссёр Ридли Скотт (мягко говоря, не последний в Голливуде) в Ганнибале во многом зрительский заказ выполнил.
Как так? Людоед и вполне милая девушка Кларисса? Противоестественно. Но не на шутку пугая зрителя, Джонатан Демме, прежде всего, и раскручивает интригу отношений Лектера и Старлинг, а линия с Баффало Биллом вспомогательная или в переводе на язык химии - катализатор.
Что же не так с Клариссой? Сам выбор Джоди Фостер на роль показателен. Сочетание холодности и красоты с интеллектом лишают ее сексуальности в общепринятом смысле. Ну она, конечно, привлекательная, потому и оглядываются на нее парни на пробежке, но сама - ни-ни. И уж тем более не отвечает на неловкое ухаживание косоглазого ботаника. К тому же сама актриса в итоге оказалась лесбиянкой... Примерно через год после Молчания ягнят, если верить Википедии, она стала жить с женщиной. Так что Демме как будто знал, что делал.
А вот дальше и начинаются фрейдовские (и чуток марксистские в смысле "бытие определяет сознание") штучки. Что определило Клариссу - смерть отца-полицейского (классическая версия комплекса Электры, да и сцена воспоминания похорон тоже знаковая - люди как признак смерти) и случай с ягнятами: узаконенное убийство невинных и изгнание из социума (семьи дяди) в приют за попытку спасения сих невинных... По существу единственным ограничением возникшей в детстве социопатии является закон. Поэтому одна подруга и слегка патологическое влечение к немолодым мужчинам (отцам) - Лектеру и Кроуфорду (причем к последнему, скорее, как к законной альтернативе каннибалу). Надо бы ещё сделать два замечания: Клариссе в силу детских воспоминаний и психотравмы мужчины интересны не столько как сексуальные объекты, сколько в качестве интеллектуальных соперников и "душевных" компаньонов. Общение с Ганнибалом в Теннесси было инициативой самой Клариссы, к тому же скрывшей от коллег его ребусы и обманки, словно давая Лектеру шанс в переключении на игру с доктором Чилтоном.
Так что Молчание ягнят превращается в своеобразную историю (роман) воспитания. Чуть вернее будет - инициации. Для нее работа в ФБР не только способ "заткнуть" ягнят, но и сублимировать социальный дисконнект в приемлемое с ним (обществом) взаимодействие, где маньяки для нее и враги, убившие отца, и родственные души (почти по О'Генри, у которого вор и жертва объединены радикулитом), изгнанные людьми в загоны - психлечебницы, спецтюрьмы и приюты...
Так что фильм почти без разбега кидает студентку к Лектеру. Тому самому изгою... Но его социопатия имеет другую природу - почти исключительно социальную. Работа с отморозками - психопатами с разного рода сексуальными перверсиями, в т.ч. транссексуалами (в данном случае это особенно важно) породила ненависть к сексуальной природе личности (как, впрочем, почти любой интеллектуал-книжник он высокомерен и брезглив к сексуальной стороне человеческой натуры - вопросы о принуждении к сексу Клариссы и грудном вскармливании сенатора саркастичны, но не плотоядны...) Интеллектуал, вынужденный копаться в чужих комплексах без всяких шансов на успех, начинает поедать людей буквально, превращая это в постмодернистскую игру. Кларисса привлекает его возможностью вести эту игру по его правилам, и она на его волне (как ни странно, но только с ним она раскрывает себя - душевный стриптиз, а Лектер - тайны своей практики из склада Я и мои вещи, что своего рода тоже нечто интимное). Мало того, его натура творит, в том числе в рисовании... Забавно, что тем же стремлением запечатлеть красоту страдает и Баффало Билл (тут тебе и бабочки в тему, и не только они)...
Поэтому первая встреча по существу превращается в свидание и фальшивое лишение невинности (почти буквально, ибо Микс запускает в Старлинг свою жидкость, за что карается ревнующим или играющим в ревность Лектером). Однако истинное проникновение в мир Ганнибала (преодоление девственности) добровольно и, как и положено, с пролитой кровью... (как бы случайное ранение гвоздём при проникновении в тот самый склад).
История Билла тоже хороша - невозможность обрести себя в сексуальном самоопределении заставляет идти другим путём...
Наверное, тем и хорош Демме именно для этой истории - его тема как раз изгнание... "романтиков" (мечтателей, невинных извращенцев и даже яппи, которые не могут свернуть в другую сторону, потому что загнаны в колею) - в развитие темы он снимет Филадельфию, пусть и не столь тонкую, но более очевидную в мысли "не загонять людей в угол". К тому же он дал рестарт неонуару 90-х, в котором Финчеру появиться было уже легче. Демме в чём-то иронизирует над собой, так что включает рисунки и костюмы, превращая Молчание в свое альтер-эго - суждение об эстетике, загнанной в угол перверсий (транссексуальность, трансвестизм, людоедство и т.д.) и порождающей... такие вот произведения.
Однако ж фильм настолько тонко устроен, что все его тонкости не очевидны, а страх покрывает их зыбкой и плотной ряской.
Молчание ягнят - это не история про маньяков. Это история про рождение агента Старлинг - если Хопкинс только приоткрывает своего персонажа, зато блестяще реализует его маски, то Фостер раскрывает своего от невинной студентки и до суперагента, как бы разменивающего одного маньяка на другого... Вот и думай про служителей порядка: ангелы они или демоны?.. Даже если внешне их цели безупречны, то подноготная и реальность не так просты. Во всяком случае, мотивация федералов не представляется линейной типа "мы должны людям помогать, чтобы ночи были без страха".
Любовь к маньякам для Клариссы как вхождение в мир ужаса и эйфории. Такова сублимация.
Видимо, в этом и интерес новых просмотров - соскребать с целлулоида страхи и то ли находить, то ли нацарапывать поверх триллера смыслы.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (28.02.2021)
Просмотров: 184
Всего комментариев: 0
avatar
close