Моя левая нога

реж. Джим Шеридан

В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Бренда Фрикер

1989

Оценка 8

История Кристи Брауна, страдавшего ДЦП — это история семьи, видевшей в нем человека и общества, которое видело в нем больного человека. Конечно, фильм держится на исполнителе роли Брауна Дэниэле Дэй-Льюисе и во вторую очередь на его матери. Шедевром назвать я бы опасался, без пафоса передать, что даже одной левой и головой человек может создать больше, чем многие его окружавшие — уже немало.

Одна из лучших ролей Дэниэла Дэй-Льюиса

Становится совсем много, когда Шеридан противопоставляет одинокий мир аристократии (не буквально, но аристократии духа точно) простому миру ирландских рабочих. Помимо бытовых сцен принятия пищи, особенно хороши моменты игры в футбол, похищения угля, строительства дома Кристи, поминок отца в пабе…

Уголь для рисования

На контрасте со сценой благотворительного выступления и особенно открытия выставки (казалось бы, что может быть важнее?) они показывают, что этот мир славы, граничащей с жалостью, скорее чужой и одинокий (недаром идёт цитата об одиночестве в толпе). Неудивительно, что первая любовь, несмотря на искренность (хотя и незрелость) чувства самого Кристи, оказывается всего лишь историей Галатеи и Пигмалиона, в которой произошла смена пола участников, но не ролей.

Первая любовь

А вторая любовь — сродни классовому примирению, в котором происхождение и семейный бэкграунд Кристи сливаются с его личным творческим и чувственным мироощущением.

Вторая любовь

Кстати, Шеридан, вообще певец рабочего класса, без нажима передаёт нехитрую мысль о пусть не всегда приглядных, но неизменно морально оправданных действиях отца, матери, братьев и сестёр Браунов. В них вообще больше конкретно человеческого. Их своеобразная коммуна, идеологическим фундаментом которой становится Кристи, содержит больше гуманистичного, чем мир творческой элиты, к которому Кристи индивидуально вроде бы даже больше подходит (выше уже упоминались эпизоды, это демонстрирующие).

Семья

Вольно или невольно Шеридан лоббирует неомарксистское толкование (на грани соцреализма) природы человека как гуманистически-классовой. При этом семья становится в его трактовке не сковывающей индивида конструкцией, а, напротив, дающей ему раскрыться. Правда, для этого и индивид потребовался не вполне обычный. Как в своё время говорили про Рузвельта, что больной вылечил больную страну, так и Кристи вылечил своих близких. Замечу, что режиссёр при этом обошел тонкий момент делового сотрудничества психолога и пациента, принесшее неплохой доход. Но ему важнее другое, ведь Кристи ни в коем разе не хочется называть капиталистом, потому что таким он не был

Кристи Браун в жизни

Кристи Браун в фильме

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.01.2016)
Просмотров: 374
Всего комментариев: 0
avatar
close