Мавританец
Мавританец

Реж. Кевин МакДональд
В ролях:Тахар Рахим, Джоди Фостер, Бенедикт Камбербэтч,
США, Великобритания.
2020
Оценка 7

ЦРУ и спецслужбы ведут поиск террористов, заказавших терракты 11 сентября и выходят на уроженца Мавритании Мухаммаду. Его сажают в военную тюрьму в Гуантанамо, добиваясь признательных показаний.
Занятно, что Роттен Томатос определяет фильм как мягкий. То бишь все было жёстче? Неужто американская пенитенциарная система это не просто ужас, а ужас-ужас?! Американцам виднее. Впрочем, претензии, видимо, к тому, что истязания "террористов" показаны ограниченно и большая часть фильма посвящена не им, а разоблачению зверской системы аж с двух сторон - прокурора (Камбербэтч), который пытается получить фактические доказательства вины мавританца и пытается честно разоблачить террориста, а не собственное правительство, и адвокаток (или как там нынче звучит этот феминитив?) во главе с Джоди Фостер (вторую, простите, не запомнил), защищающих невиновного, но не ожидавших его... признания.


Наверное, это главный контрапункт фильма. Ни прокурор (что важно, протестант), ни адвокатки (что важно, женщины и с неясной религиозной принадлежностью) даже не предполагают масштаб пыток, признание как царицу доказательств (здесь есть парадокс - одна из адвокатш поднимает истерику, обнаруживая в деле признание вины и считая дело проигранным, многого ещё не зная), содержание в тюрьме без предъявления обвинения, да ещё в кандалах, и фактическое отсутствие презумпции невиновности. То есть обычные правила судопроизводства и следствия отставлены в борьбе с террористами. Естественно, что зритель должен испытать шок... И надо сказать, что ключевая сцена страданий Мухаммаду снята исключительно эффектно. Можно сказать, психоделично. Но... Посещает странная мысль: почему советское политическое кино воспринималось как пропаганда (например, Европейская история или незаслуженно забытый сериал Претендент), а Мавританец типа как политическое кино? Тем более что заказчики более-менее просматриваются - уж коли звучат в негативном контексте закона о противодействии терроризму фамилии республиканских ястребов Рамсфельда и, конечно, Буша, то где-то на заднем плане маячит тень демократов и иже с ними.

Почему же это всё-таки пропаганда? А потому что при отличной игре отличного французского актёра Тахира Рахима и Фостер с Камбербэтчем настоящей драмы и интриги в фильме нет: разве для кого-то секрет, чем кончилась эта история? И почему бы сценаристам затронуть не тему возмездия, а, например, соблюдение прав человека террориста и последующее совершение им терракта, чтобы была создана этическая проблема? Но сто раз повторенная история несправедливого осуждения больше подходит для газеты, чем для фильма. Тем паче что есть странные ляпы или... даже не знаю как и назвать. Фиксировать в документах весь процесс пыток?! Не пускать ни прокурора, ни адвокатов к этим документам?! Не пускают. Опять не пускают. А потом вдруг пускают... И механика этого решения непонятна. Если бы это был жанровый фильм типа Коммандо, то это было бы простительно, но это ж действо претендует на явно большее? Так что несмотря на реальные факты, отдельные интересные сцены и отличный актёрский состав, Мавританец грешит клише и штампами.

Оценка 6,5
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (28.08.2022)
Просмотров: 83
Всего комментариев: 0
avatar
close