Матрица: перезагрузка

Культ «Матрицы» — явление в своем роде уникальное. Признаться, долгое время избегал знакомства с этим удивительным миром нового киберпанка. Делал это по двум причинам. Во-первых, сильно хотелось получить рекомендацию от какого-то авторитетного для меня зрителя. А во-вторых, как-то не очень верил, что в жанре боевика можно создать какой-то иной культ, кроме как фактурный (телесный, оружейный, фантастический). Думалось, что разговоры об интеллектуальной стороне «Матрицы» носят пафосный (как часто бывает с подростками) и не основанный на событиях фильма характер.


Тем удивительнее оказался шок от первого просмотра — он почти целиком ушел на понимание основной канвы фильма, где даже боевые сцены имели философско-нейрологическую основу. Человек как батарейка, иллюзорность мира, загадочные, но не бессмысленные клички персонажей… От такого клубка, заверченного явными мастерами кружевоплетения, голова пухла не по-детски. Следующие просмотры уже сочетались с чтением статей и даже книг, попыткой разобраться в хитросплетениях многочисленных символов, вниманием к деталям (типа книги Бодрийяра). Правда, следует заметить, что и экшн увлекал не меньше- там ведь тоже все было революционно: трассирующие пули, логически и визуально обоснованные боевые полеты ("Крадущийся тигр», к примеру был явной сказкой, но не мало-мальски научной фантастикой), классно обыгранные цитаты из шедевров жанра экшн 80-х… Это был по-настоящему интеллектуальный и столь же боевитый боевик, да и явно покруче «Терминатора» (тот все-таки тоже не безнадежен по части смыслов). Стоит ли говорить, с какими надеждами был связан поход на «Перезагрузку»!

И что же? Чувства, как минимум, оказались смешанными. В первую очередь, бросилась в глаза дисгармоничность фильма — сцен наподобие обучения Нео Морфеусом боевому искусству (там, где он даже воздухом не дышит), в которых интеллект вписан в фабулу боевика, нет и в помине. Вряд ли это могло произойти в принципе — любое продолжение копирует находки начала, но все же… Надежда была. И она не оправдалась. Фильм как будто нарочно поделен: вот здесь боевик (качественный, надо признать), а вот здесь… — не боевик. Но если в первой части не боевик — это насыщенные смыслом разъяснения происходящего и явление принципиально важных героев (например, Сайфера — этакого дьявола, благо и имя к этому отсылает — Люцифер почти), то в «Перезагрузке» — это по большей части пафосные и напыщенные рассуждения ни о чем либо же совсем уж бездарные сцены «человеческой любви». Во-вторых, перегрузка по части второстепенных персонажей. Благодаря им, Меровингу, к примеру, и возникает указанная напыщенность. Даже прекрасная Моника Беллуччи смотрится (никогда не думал, что напишу про нее такое!) совершенно не сексуально. Тема с Зионом, так загадочно фигурировавшем в качестве Земли обетованной в первой части, вообще превратилась в пошлую копию «Вавилон 5». Понимаю, что Вачовски держали в уме третий фильм, но зачем же столь откровенно рубить бабло на ожиданиях зрителя, чтобы затащить его в кинотеатр еще раз! Да и коли уж заявили Матрица 2, а не полтора, то уж сделайте самостоятельное произведение!

Абсолютная белиберда случилась и с главными героями — большую часть фильма Тринити болтается как нечто в проруби, равно как и Морфеус, казалось бы и без того перевыполнивший миссию еще в первой Матрице. Его миссия была найти Нео, напомню. Разве что тот самый Нео в избыточно мучительном, но при этом чрезвычайно строгом, вплоть до отглаженных и закрытых костюмов, исполнении Киану Ривза добавляет толику разумности в существование героев.

Но самое главное из недостатков — интрига не держит в тонусе вообще. Особенно в первые минут сорок, когда пытаешься понять, как можно было так запороть блестящую идею. Налицо явная недозагрузка по части ума, и явная перегрузка по визуальной части — простые, но эффектные спецэффекты заменены сильно компьютеризированными, да и масштаб добавлен очень прилично.
Претензии можно копить и дальше. Но боюсь, что ничего кроме пополнения графы «нет» в полезности данной рецензии, они не прибавят. Поэтому пора сделать неожиданный поворот — фильм хорош. Если, конечно, смотреть его со второй половины. Из первой стоит захватить разве что сцену с Нео vs. агент Смит. Но все же главные блюда бр. Вачовски приберегли на вторую половину. Блистательная, почти получасовая гонка на автостраде искупает больше часа ожидания, а финал предполагает и некоторые умственные усилия, позволяющие с интересом присмотреться к устройству современного социума, в том числе к существованию оппозиции, будто бы задуманной как обозначенная система контроля… Но не буду раскрывать всей сути, чтобы не спойлерить тему. Есть и вполне уместная самоирония авторов, выраженная в реакциях нового оператора «Навуходоносора»

Конечно, судьба любого продолжения, если только это не «Терминатор 2» или «Борн», всегда трагичнее судьбы оригинального фильма. Первая «Матрица» останется как произведение, по которому можно изучать философию от даосизма и христианства до постмодернизма и наслаждаться этапными в истории кино боевыми сценами и визуальными эффектами в духе того же постмодерна. Вторая, да и третья «Матрица» останутся недурственными, по-своему неглупыми, но необязательными продолжениями к первой. Этим все и сказано. Означает ли это, что не стоит смотреть «Перезагрузку». Отнюдь нет. Стоит смотреть как добротное кино, но не столь уж существенно дополняющее изначальную конструкцию — не паразитирующее на успехе, но все же необязательное.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (25.08.2014)
Просмотров: 1001
Всего комментариев: 0
avatar
close