Главная » Статьи » Кино-Театр

Матильда

Реж. Алексей Учитель
В ролях: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Григорий Добрыгин
Россия
2017

Оценка 5,5

 
Кронпринц Николай должен жениться, но в Мариинке на балете встречает красавицу-балерину Матильду Кшесинскую. Ему предстоит трудный выбор между долгом и любовью. 
Матильда, как известно, стала одним из главных киноскандалов года, но после выхода на экраны ажиотаж заметно спал. И, увы, справедливо. Красивый, но далёкий от правды жизни и искусства фильм.
Алексей Учитель сконцентрировал драму жизни Николая Второго в выборе между двумя женщинами - красивой, талантливой и страстной Матильдой, символизирующей любовь, и некрасивой, мистически сдвинутой и... обычной Аликс, символизирующей долг. Женские образы - вообще не самая сильная сторона режиссуры Учителя, и здесь даёт сбой. Слишком уж упрощёнными стали его персонажи - Кшесинскую он уж чересчур романтизировал (здесь важной составляющей стал персонаж Козловского, страсти которого она не уступила, вопреки репутации), а Аликс - демонизировал (ревность, гадатели на крови, противоестественный союз с будущей свекровью и т.д.). А Николай Второй по ходу пьесы из частного лица становится императором, хоть того и не хочет. Есть ещё шитая белыми нитками и неестественная от этого линия неких спецслужбистов, охотящихся за письмами Матильды, и не менее плохо пришитая линия балетных интриг. Но интриги кино, по правде говоря, они не добавляют, больше напоминая блох, прицепившихся к собаке.
Конечно, психология выбора короны и личного счастья в жизни последнего русского царя , безусловно, была. Но авторы фильма, скорее, остались с носом, попытавшись уместить эту дилемму в "ошибку" молодости. Если продолжить их логику, то Ники избрал путь государственного деятеля, пожертвовав своим частным интересом, причем исходя из эпизода на Ходынке, принял эту жертву с достоинством и решительностью... Ну типа - предал любовь, потому и финал карьеры такой. Но логика хромает, ибо не объясняет его очевидной неудачи на этом поприще. Ну разве что в духе "А вот если бы отрекся от престола ради любви, то не довел бы страну до ручки". Но фильм при этом явно сторонится осуждения Николая (спасибо недурно сыгравшему иностранцу). К тому же не объясняет и его семейной истории, несмотря на трагизм окончания, в целом счастливой. 
Гораздо проще руководствоваться сложившимся в некоторых источниках стереотипом, что Аликс Ники всё-таки любил, что Матильда если и была, то минутным увлечением, а разрыв между государственным долгом императора и личным (оно же - семейное) счастьем сопровождал Николая Романова всю жизнь. Стереотип объясняет историю людей и отечества начала века, а фильм - увы, нет.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (18.01.2018)
Просмотров: 46
Всего комментариев: 0
avatar