Марафонец

Томас Леви по прозвищу «Малыш» (Хоффман), прилежный студент исторического факультета, любит бегать по утрам вокруг стадиона в праке. Неожиданно он оказывается вовлеченным в преступную игру, соучастником которой был его брат «Док» Генри (Шайдер). Оказывается тот был агентом под прикрытием государственной разведки, хотя и говорил, что занимается нефтяным бизнесом. На самом деле, «Док» расследовал дело Кристиана Зелла (Оливье) - знаменитого военного преступника, участвовавшего в геноциде евреев и известного под кличкой «Белый Ангел». Абсолютно далекий от мира спецслужб и знакомый с нацистами лишь по историческим эссе, «Малыш» становится участником схемы, где для кого-то на кону стоят бешеные деньги, а для него - собственная жизнь.

Один из самых знаменитых триллеров мирового кино, снятый по роману лауреата двух премий «Оскар» Уильяма Голдмана, ставший на заре видеоэпохи хитом в нашей в стране. Сначала кажется, что фильм — всего лишь набор не связанных между собой эпизодов. Кадры чередуются: бегущий «Малыш», воспоминания о самоубийстве его отца, стычка на улице Манхетана двух стариков - немца и еврея, закончивающаяся крупным инцидентом, взрыв в Париже и т. д. В единую картину эпизоды начинают складываться только к в середине двухчасовго фильма. Хотя намеки на нацизм и еврейско-фашистские проблемы чувствуются минуты с двадцатой. С появлением на экране героя Лоуренса Оливье, действие приобретает уже четкие окраски. Зритель начинает понимать, что и к чему. А саспенс (напряжение) нарастает с бешеной скоростью (в сцене с бормашиной лично мне стало не по себе). Сюжетная линия выстраивается и, оказывается, она продумана до мелочей, этим уникальна и обворожительна. Во время съёмок «Марафонца» Хоффман находился в отличной актерской форме и был украшением любого фильма. Поэтому и работа Шлезингера из просто триллера превращается ещё и в драму о преодолении человеком себя. Драму о том, как важно перестать жить воспоминаниями и выкинуть все скелеты, пылящиеся в шкафу своего прошлого. Но, при всем уважении к Хоффману, в определённом смысле повторившего свою же блестящую работу в «Соломенных псах», настоящей жемчужиной проекта стал Лоуренс Оливье, который за своего доктора Зелла номинировался на «Оскара» (лучшая мужская роль второго плана) и получил «Золотой глобус». По признанию целого ряда критиков, «Марафонец» стал лучшей работой английского актёра за американский период карьеры. В первую очередь из-за того, что Оливье придал выдуманному злодею черты жизненности характера, косвенно напомнив о реальном лице - известном враче-убийце Йозефе Менгеле. Режиссёр Джон Шлезингер («Полуночный ковбой»), для которого это первая попытка работы в популярном зрительском жанре триллера, на протяжении фильма раскрывает сразу несколько социальных проблем. Это и нацизм с ненавистью, и криминал с коррупцией и даже борьба хиппи за мир во всем мире. Даже вопросы экологии. А режиссёрский профессионализм в использовании типичных приёмов создания тревоги и страха (особенно в сцене на водонасосной станции) выделяет данную ленту из разряда похожих триллеров. Ведь «Марафонцу» удалось установить новые стандарты в американском остросюжетном кино. Владимир Рутман.

К этому лишь остается добавить мастерски выстроенную операторскую работу и еще раз обратить внимание на саспенс, которому позавидовал бы и Хичкок. И еще - несправедливо было бы ограничить фильм развлекательным жанром, которому вообще-то мало свойственны художественные открытия и интересные решения. Это все же попытка понять 60-е с их бунтом - и попытка, ищущая корни в неразрешенности противоречий военного периода, не переваренных послевоенными событиями. Немец по происхождению, Джон Шлезингер блестяще инсценирует бег от реальности, даже если она из прошлого, который совершает герой Хоффмана, но дает ответ: реальность все равно тебя догонит и с ней придется разобраться не слабостью, но силой.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (06.06.2010)
Просмотров: 848
Всего комментариев: 0
avatar
close