Маленький Большой человек

реж. Артур Пенн

1970

В главной роли Дастин Хоффман

Оценка - 9

Эпическая история Дикого Запада поведана главным героем - стодвадцатилетним стариком, которому удалось выжить в чудовищной мясорубке, устроенной генералом Кастером. Он расскажет о том, как был усыновлeн индейцами и как стал другом знаменитого стрелка «Дикого Билла» Хикока, как падали вновь поднимался, пытаясь выжить на границе двух миров - индейцев и англосаксов...

Дастин Хоффман прожил в фильме 103 года

Занятно, что Пенн - нарочито серьёзный и даже немного сентиментальный в великом "Бонни и Клайде", в этом своём шедевре переписал и историю вестерна и Дикого Запада заодно. Фильм - очевидная предтеча как минимум "Танцев с волками". Отчасти и "Непрощенного" тоже.

Поразителен жанр и стиль фильма - драма, вестерн, комедия, постмодернистский трэш. Язвительная ирония, перелопатившая отношение к индейцам, копнула поглубже. Скорее, получился трип не только в историю Дикого Запада, но и в корни американской самоидентификации. И, каким бы странным, учитывая жанровые особенности фильма, это не показалось, но просматривается попытка примирить американцев со своей не во всем приятной историей.

Вождь Дэн Джордж - настоящий индеец и обладатель единственной "оскаровской" номинации фильма

Но примирение и мне самому кажется надуманным, потому что фильм решен главным образом в пародийно-сатирическом ключе. Зачин вышел и вовсе почти чудовищным для американского кино: едва ли не самая тиражируемая в американском кино сцена из "Дилижанса" процитирована с почти вопиющим цинизмом. Вроде как намек: "священных коров" жалеть это кино не будет.

Поэтому в дальнейшем пошла методичная трепанация вестерна вместе с историей американского XIX века. Объектом культурной атаки стали парадоксы в американских ценностях. Разумеется, в первую очередь, досталось христианской морали. Весьма откровенные, но и забавные эпизоды в ванной и в магазине отработаны как совращение опытной христианкой невинного индейца.  Отработано и "честное" частное предпринимательство, но героических ковбоев припечатали от души. Пенн привлекает сюда сестру героя, ставшую очень своеобразным и совсем! непафосным образцом победившего (? ха-ха) феминизма. И славный (он же - главный) эпизод в салуне, демонстрирующий, что хорошо стрелять отнюдь не значит быть убийцей и наоборот...  Пожалуй, Пенн одним из первых занялся дегероизацией вестерна как жанра, что сильно позднее отполировал Иствуд.

Ричард Маллиган в роли генерала Кастера

На таком саркастичном фоне индейцы смотрятся значительно симпатичнее. Правда, режиссер отнюдь не собирается выставлять их такими уж солнечными и прекрасными мальчиками или, напротив, делать из них рыцарей бес страха и упрека. Индейцы (шайенны, в первую очередь) показаны даже с юмором, хотя и без умиления (что хорошо). Как, например, Вам индеец-гомосексуалист?! Да и вообще юморной взгляд на мир со стороны индейцев-шайеннов содержит больше здравого смысла, чем вся американская история, написанная профессиональными исследователями. Проникновенный монолог дедушки о том, что индейцы видят во всем жизнь, а белые - не видят - квинтэссенция этого взгляда. Парадоксально, но Пенн не так уж склонен при этом к назидательности, хотя драма главного героя в нелепости его положения меж двух миров (который из них более сумасброден - это ещё вопрос) вполне проникновенна. Пенн еще умудрился впихнуть в эту линию и мысли о социализме, но очень своеобразном (тема с сёстрами, когда муж приносит слишком много еды для одной, являющейся его женой) и о сексуальной революции (нравственный выбор героя между христианской моногамией и вроде как помощью женщинам в их физиологических "страданиях"). Выглядит это как экранизированный анекдот о мужике и шести женщинах на необитаемом острове.

Утомленный любовью

И все же несмотря на весь сарказм Пенна, трагедия индейских племён явлена как нигде в мировом кино. Фильмы с Гойко Митичем не в счёт в силу их творческой несостоятельности. А сцена уничтожения деревни выполнена с дьявольской изощренностью - под звуки бравурного марша под упоенные собственной исключительностью приказы генерала Кастера...

Ну и Хоффман, конечно. Все-таки приятно, что  сыгравшего действительно маленького человека, почти раздавленного жерновами судьбы, авторы почти списали с русской классики... Ведь именно она подарила миру такого персонажа. Правда, тема у Пенна взята чуть иначе: противостояние маленький человек в большом злом мире разбавляется мотивом противостояния с героями большой истории. И без Хоффмана сотворить такой сюжет и характер было бы мало реально. И это не считая актёрского подвига по закадровому старческому голосу и гриму. И все же главное - это индеец и белый в одном лице. Вроде как НАСТОЯЩИЙ американец, противопоставленный ковбоям-англосаксам Уэйна, Форда и даже Иствуда. Фигура не только не крутая, но даже трусливо-конформистская, но безусловно гуманистическая... Именно через нее формируется картина Америки как средоточия и конфликта двух миров... Потому и личное падение "маленького человека" обставлено метафорически реально - в грязь и с высокой скалы в американскую армию (прямо в ад к генералу Кастеру)...

Фэй Данауэй - разбитная соблазнительница

Кстати, фильм - ещё один повод рассудить, что "Оскар" сродни Сталинской премии, присуждаемой больше по политическим, чем по творческим соображениям. "Little Big Man" как ранее "Бонни и Клайд" пролетел мимо кассы. Консервативное кино имеет шансов победить в разы больше, чем нестандартное. Насквозь "патриотический" "Паттон" победил аж в 7 номинациях, в то время как "Маленький большой человек" не только не победил, но и удостоился всего одной номинации. Зато смотреть его интересно и сейчас. А "Паттон"... Да и Бог с ним. Будем считать это делом вкуса.

Little Big Man с Биллом Хикоком (Джефф Кори), лучшим стрелком Дикого Запада

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (11.12.2015)
Просмотров: 406
Всего комментариев: 0
avatar
close