Майор

реж. Юрий Быков

В ролях: Денис Шведов, Юрий Быков, Борис Невзоров, Ирина Низина

Россия

2013

Оценка 8

Майор Соболев спешит к жене, которая рожает и по дороге сбивает 7-летнего ребёнка. Его сослуживцы пытаются его прикрыть, но ситуация выходит из-под контроля.
Юрий Быков не особо прогремел со своим дебютом "Жить", но обратил на себя внимание сравнительно редкой темой морального выбора в жанре криминальной драмы. И хотя сам режиссёр не видит серьёзной связи с творчеством Алексея Балабанова, но она ощущается. И не только в жанре. "Майор" видится почти близнецом к балабановскому Грузу 200. Правда, Быков, хоть и радикал, но менее метафоричен и жесток, чем Алексей Октябринович. Балабанов ваяет архетипы интеллигента, русского мечтателя-народника, мента-маньяка, полуневинной жертвы и прочих... Его молодой коллега предпочитает разрабатывать реализм, пусть и не лишенный гиперболы. На одной из встреч со зрителями Быков справедливо говорит, что его фильмы - не чёрно-белые и потому однозначно отрицательные персонажи там не встречаются. А выбор его героев таков, что любого способен превратить в животное...

Самое интересное, что менты-беспредельщики, действительно, нормальные люди - пацана не вернешь, а неприятностей всему отделу не оберешься... Кто с этим не сталкивался у себя на службе, особенно на государственной? Другое дело, что режиссёр максимально провоцирует ситуацию и зрителя. Но каждый ли способен поступить иначе, чем майор?
И ситуация морального выбора усугубляется ещё и тем, что чем дальше, тем больше требуется воли не просто отказаться от нечестивости, но ещё и добавить воли к отстаиванию ее силой... Потому что человек оказывается лицом к лицу не только со своей совестью, но и с системой, которой это понятие вообще не свойственно.

Быков ещё замечает, что его собственный герой не беспринципное существо, стремящееся только к выживанию и упивающееся властью, а человек с определённой системой представлений, зовущейся корпоративным сознанием. Ментовское братство, преданное Соболевым, для него - не пустой звук.
Для кого-то проблема будет обозначена беззаконием власти. Но, думается, что заложена не только этак мысль - дело в непростой системе понятий (в смысле "по понятиям"), охватившей власть и общество. Сьехавший с катушек отец ребёнка - тоже ведь не в законе, а в представлениях, и весьма своеобразных, о хорошем и плохом, в которых сила (насилие), [брат], - ключевой элемент. В условной Америке это была бы судебная драма, а в русском случае - разборка.

Конечно, это фильм о власти, для которой пределы и закон должны существовать, но и о совести, и о методах "ковки" справедливости и о сложности нашего сознания, в котором человеческая жизнь и ценность справедливости явно жиже, чем "моя милиция, которая себя бережет".

p.s. Кино хоть и авторское, проблемное, но и зрительское, увлекательное... Но вряд ли этот можно назвать развлечением - злой и напористый поиск правды.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.07.2017)
Просмотров: 336
Всего комментариев: 0
avatar
close