Линкольн

реж. Стивен Спилберг.
В ролях: Дэниэл Дэй Льюис, Томми Ли Джонс и др. 
США
2012
Оценка 7

 
Идут последние дни гражданской войны в США, и президенту Линкольну во что бы то ни стало нужно провести в Конгрессе 13 поправку к Конституции об отмене рабства. Казалось бы победа в войне уже а кармане - сторонники рабства повержены, но все не так просто... Так что президенту придется напрячь все силы, чтобы позор рабства хоть как-то начал смываться...
 
Парадокс, но, оказывается, война Юга и Севера и поражение первого отнюдь не означало хэппи-энда. Это вам не Россия, где действует принцип "Горе побежденным". В Америке правит (вроде бы) закон, так что борьба за 13 поправку, в первую очередь, это борьба за трактовку равенства. Так что экшена здесь ждать неоткуда, да и драма разворачивается в основном вокруг политических решений. Наверное, этим и объясняется не самый высокий балл на киносайтах у этой спилберговской картины. И, честно говоря, несмотря на включение в сюжет жены Линкольна (прекрасная роль Салли Филд), которая мудрости не проявляет ни на йоту (сам Линкольн, скорее, действует вопреки ей) и его сына, который хочет служить, но его на фронте не хотят видеть ни отец, ни мать, семейная линия у Стивена Главного режиссера Голливуда на этот раз почти второстепенна (пусть даже эффектно разрешается линия с персонажем Томми Ли Джонса). Как думается, ему важнее было донести мысль, что Линкольн велик не потому, что выиграл войну, а потому, что добился равенства и сделать это было сложнее, чем посылать войска в бой. "Линкольн" то ли пародирует, то ли искренне верит в силу закона и права, которое скрепляет нацию. А в основе чертова декларация независимости. И большому Эйбу приходится ради интересов нации идти и наперекор жене. 
При этом режиссеру и, конечно, Великому Дэниэлу Дэй Льюису удается проскочить меж нескольких сцилл и харибд: вот-вот явятся южане с предложением капитуляции, радикалы-республиканцы грозят завалить проект, если он не сопровождается уравнением, в том числе и в избирательных, правах (кстати, сам президент был, скорее, расистом, о чем фильм вежливо умалчивает), цейтнот для подкупа демократов, не прошедших в следующий конгресс. Льюис вообще наделяет Большого Эйба хитрой простотой и мудростью (спасибо сценаристам за сочные истории из опыта Линкольна), а Спилберг будто бы и не замечает всей мощи персонажа - он здесь не великий оратор или полководец и уж точно не король. Так что не самые приглядные средства в руках президента придают новых реалистических красок в духе мягкого макиавеллизма - свобода оправдывает и подкуп ряда конгрессменов-демократов, и задержку парламентеров и адвокатские уловки. Только Линкольн все равно великий и никакими разоблачениями здесь даже и не пахнет. Как это Спилбергу удалось (спасибо и Льюису, конечно) - загадка.
Впрочем, пафоса всё-таки избежать совсем не удалось. Но вы попробуйте изложить биографию Петра Первого или Сталина без обличений и пафоса, а Спилберг, вроде и не постеснявшись указать на коррупцию и обман, делает главного исторического деятеля США ещё важнее. Точно не каждому это удастся. 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 200
Всего комментариев: 0
avatar
close