Лето

Реж. Кирилл Серебренников
В ролях: Рома Зверь, Ирина Старшенбаум, Тео Ю
Россия
2018
Оценка 8
Вольный рассказ о почти классическом любовном треугольнике Майк Науменко, Виктор Цой и Наташа Науменко. 
 
Вот ведь дела - свой лучший фильм Кирилл Серебренников выпустил, находясь в заключении. И отчасти став иностранным агентом. Все ж таки фильм произведен на студии Columbia.
Может быть, поэтому появились артистичные вставки из дневника Майка и переводы-подстрочники песен Sex Pistols, Игги Попа, Лу Рида и иже с ними. Ну и надо было обозначить "идолопоклонскую" мысль: и у нас случилось Лето любви и Беспечный ездок, Sex Pistols и Брюс Ли. Обо всем этом тема знакомства на пляже... и последующего трипа в поезде. И почему-то краски появляются только в этих сюжетах с ин.язом... Правда, и здесь есть разные трактовки, для чего предусмотрен персонаж Скептик, который добавляет "так не было на самом деле". Так что цвет и монохром могут отделять и правду от фантазии, и серую советскую жизнь от многоцветья забугорья...
 
Только фильм, кажется, всё равно не об этом, хотя визуально сделан прекрасно, и все эти награды художнику фильма вполне заслуженны. Есть чувство, что ключ к нему - это идущий по телевизору отечественный Шерлок Холмс, по отношению к которому Майк упоминает "какое-то третье измерение". Русский (советский) рок - это то самое третье измерение. Забавно, но Лето к этому третьему измерению относит отнюдь не Цоя - тот стремится к большей однозначности: отказывается называть свои песни шуточными, хочет "плюнуть в вечность", ему не важна живость песен, и он совсем не хочет от них избавляться. В отличие от Майка. Тот, напротив, кажется чистым экзистенциалистом. И как-то не мечтает быть пророком, светочем, буржуа. Он и живёт вне времени, просто обороняя свой мир от мира внешнего. Кто-то даже может назвать это компромиссом - на то может натолкнуть эпизод в столовой с компотами. Но желание сохранить себя разве хуже желания изменить мир?
 
Вот и его жена Наташа должна бы сделать выбор между третьим измерением и будущим, в котором стадионы (хотя Цой открещивается от них), деньги (Марьяша становится продюсером), и образ того самого пророка... 
Тем не менее, погибают и тот и другой. Почти одновременно. Намёк на что-то? Может быть. Но после фильма остаются ровно два ощущения:
Первое. Это фильм о Науменко, а не о Цое. Лето, кстати, - его песня. Он - воплощение чего-то вневременного, герой вне системы координат. Да и нуждается в возрождении именно он. Виктор Робертович и без того жив. 
Второе - русский рок до перестройки явление... Ну, в общем, не политическое - формула "секс, наркотики и рок-н-ролл" меняется в нашем антураже на "любовь, алкоголь и зоопарк" (так и звучит Это не рок-н-ролл, это Зоопарк). И это куда более романтическое и мировоззренческое заявление, чем протестное. 
Так что фильм не исторический, а вполне актуальный. В нем не про причины, а про людей. 
 
P.s. Новаторство Серебренникова, прежде всего, в жанре - не то фильм-мюзикл, не то фантазия, не то клип. А, самое главное - в актёрах. Не думал, что когда-нибудь скажу это, но Рома Зверь великолепен. Ну и "Главным у них была музыка"
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (31.08.2019)
Просмотров: 275
Всего комментариев: 0
avatar
close