Ледокол

реж. Николай Хомерики

В ролях: Сергей Пускепалис, Пётр Фёдоров, Анна Михалкова, Ольга Филимонова и др.

Россия

2016

Главный русский зритель

Гимн перестройке.
Ледокол Михаил Громов совершает плавание в районе Антарктиды и тут два несчастья одновременно: айсберг и человек за бортом. Капитан ледокола Петров (Пётр Федоров) предпочитает спасти сперва человека, а затем уж корабль, но терпит катастрофу. Интриги его же старпома приводят к отставке и назначению нового капитана Севченко (Сергей Пускепалис), прилетающего с родины на... вертолёте. Но неприятности только начинаются...

Николай Хомерики - режиссёр независимый и до Ледокола сымал в меру суровый артхаус. А теперь его дебют - в коммерческом кино. Жанр - скорее, психологический триллер, чем фильм катастрофа, но это не принципиально, потому как главным становится противостояние характеров - волевой требовательный Севченко против открытого, демократичного Петрова. Есть попытка протопоставить их даже в личной жизни - неудачный брак второго на грани распада из-за неуживчивости бывшего капитана с системой, а у второго - жена на сносях поздним сыном и с риском для своей жизни. Впрочем, эта линия кажется рыхлой, вялой, разваленной и не особо к месту. Так что оставим её.

Зато сюжет с гэбистами и интригами, тоже далеко не идеальный в воплощении, попал в строку. Потому как события Ледокола взяты из 1985 года, когда точка кипения советского строя вообще и застоя в частности достигла пика. Конфликт двух людей поначалу кажется различием мировоззрений - сталинистский тип жестокого сухаря и тип либеральный, ценящий человеческую жизнь. И, что характерно, ситуация, скорее, не "легли в дрейф", а "застряли во льдах". Короче говоря, Хомерики превращает корабль в метафору СССРа, который на сильной руке, разбивающей гитару с песнями Цоя, уже не вытянет. Так что никакого спойлера не будет, если напишу, что в итоге с избранием Горбачева и для ледокола лёд тронулся.

Это и не только это, роднит фильм с советским кино - метафоричность, второе дно и эзопов язык, психологический поединок, ставка на реализм и т.д. Есть ощущение, что сняв историю про ледокол, Хомерики снимает и про современность и даже делает хитрый прищур в финале - мол, давайте жить дружно... Но есть и проблемы - упомянутая лирическая семейная тема, плюс та же, что у большинства постсоветских фильмов про советы - гэбисты выходят ходульным и малоубедительным злом, да ещё пара ненужных карикатурных деталей из советского быта и ляпов типа вертолёта, летающего на сколько-то там тысяч километров.

Но в целом занятно получилось. Тем более что и Пускепалис хорош, и жанр выдерживает напряжение.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.06.2017)
Просмотров: 291
Всего комментариев: 0
avatar
close