Кинопанорама 69

Обзор кино номер 69 - от документальных фильмов (на фото режиссер Шон МакАллистер) до комедии с Эдди Мерфи

Без видимых причин. Реж. Евгений Татарский. СССР. 1982.

Детектив времён окончания Гражданской войны.
Очередная вариация на тему "свой среди чужих, чужой среди своих". Увы, не самая сильная и эффектная. Как будто Татарский (вообще-то отличный мастер жанрового кино, на счету которого Золотая мина, Флоризель и другие небросовые фильмы) взялся отрабатывать обязательный номер про революцию и темой не вдохновился никак. Потому даже при наличии детективной интриги следить за тем, как Мещеряков (Георгий Дрозд), Плюснин (Евгений Киндинов), Овчинников (Лев Прыгунов) и персонажи помельче (причем сыгранные, например, Алфёровой и Кононовым) вяловато гоняются кто за ценной информацией, кто за личной выгодой, кто за выживанием, а кто и за белобандитами, не особо интересно. Тем паче что сложности в них ни на грош - белые сволочи-индивидуалисты против умных преданных бойцов делу революции, что согласитесь, явно упрощённая, хотя и не бездарно сыгранная схема. Хорошо ещё, что лозунгами красные не сыплют.
Так что остаётся два персонажа, которые хоть и явно второстепенны, но вносят толику и горького, и смешного, и исторического в винегрет белых негодяев и красных дзержинцев - трагически погибший Ямщиков (Владимир Шевельков) и его друг Распутин, желающий поменять высмеиваемую однополчанами фамилию на звучную - фамилию одного из героев французской революции. Почему-то в погибшем есть что-то невинное и не идеологизированное, а смена фамилии отражает дух времени, который для фильма в целом оказался, увы, неотраженным.
Оценка 6

Василий и Василиса. Реж. Ирина Поплавская. СССР. 1981.


Василий (Михаил Кононов) и Василиса (Ольга Остроумова) живут в деревне, построили дом, родили семерых детей... Но потом что-то сломалось, и Василий запил, а потом и вовсе поднял на жену руку, и восьмой ребёнок уже не родился... Вот и отправился муж в амбар. Надолго ли? Изменит ли их отношения война?
Фильм из серии "неизвестные шедевры советского кино". Удивить он может своей формой на стыке сказки (вернее сказа) и реализма. И рассказчик соответствующий - Георгий Бурков. Отсюда и присказки вроде жили-были, прошло 15 лет, и полное отсутствие таких важных признаков советской реальности как колхозы, трудодни, да и деньги помянули всего лишь раз... То бишь быта не так и много.
Но сказка ложь, да в ней намёк... И намек вполне реальный. Тема первая и данная намёком, но всё же нераскрытая - какая же кошка пробежала меж мужчиной и женщиной? То ли вечное стремление мужского начала к неведомым золотым горам, далям и высям, то ли экзистенциальная печаль-тоска... Муж не сдержался, жена не поняла... Вот и осталась им жизнь в одиночестве с чувством вины и без прощения.
Вторая тема из действительности - война, которая расширила разломы. Женщины научились жить (вернее, выживать) без мужчин... И вроде зачем тогда жене муж? А мужу нужна лишь хозяйка? Мда... И даже финал не даёт ответа, кто прав, кто виноват в этой истории.
Только монолог есть любопытнейший (от Василия) о ...
Оценка 7,5

Номера мечты. Реж. Анна Буккутти. Нидерланды. 2006


Неаполь - почти родина лотереи. Режиссёр через точку продажи лотерейных билетов рассказывает истории бедняков-неаполитанцев.
Традиции социального кино в Италии живы. Вроде как через чёрно-белое потёртое изображение как через микроскоп с микробами просматривается странная логика жизни Кампании - лотерея дарит этим людям надежду в ежедневной суете на более радостную жизнь. Наиболее поразительны и колоритны три истории - профессора, который изучает вроде как философию игры в жизни человека, трансвестита, который устраивает игры в русское лото (и даже номер 10 называется Марадона) и женщины, которая потеряла дочь из-за ошибки врачей... Так и складывается паззл, где неаполитанцы замкнуты в этом круге бедности, рассчитывая лишь на удачу, которая остаётся эфемерной.
Оценка 8

Либераче из Багдада. Реж. Шон МакАллистер. Великобритания. 2005


История иракского пианиста, отснятая англичанином в районе 2005 года.
Аккурат в это время арестовали Саддама и шел над ним суд... А картина жизни в Ираке довольно неприглядная - руины в Багдаде, толком работы нет, хотя музыкант играет в ресторане. Кругом террористы и блокпосты, а герои рассуждают, при ком хуже - при американцах или при Хуссейне? Надо признать, что режиссёр хотя бы даёт разным людям высказаться, хотя, скорее, политически ангажирован - тут тебе и дворец, раскрашенный довольно безвкусной росписью лиц диктатора, и власти, придиравшиеся к репертуару иракского либераче, и бедность... Только вот и американцы далеко не идеализированы - не включаются они, что Ирак - культура подревнее их.
Парадокс, что главный герой, вероятно, покинет Родину и уедет в США, хотя скорбит по своей культуре и предрекает ей великое будущее...
Оценка 7

Япония: история любви и ненависти. Реж. Шон МакАллистер. Великобритания, Япония. 2008


Документальный фильм о японской семье, разрушающий представления о благополучной стране Восходящего солнца. Немолодой муж, молодая жена, живущие в лачуге мало того, что с трудом обеспечивают ебя, так ещё и вынуждены решать проблему сексуального характера, поскольку девушка без этого крепко переживает. Помимо бытовых деталей есть ещё и непростые отношения с начальством на работе, где незадачливый муж чем-то торгует в условиях суровой регламентации, а ещё недовольство ее родителей...
В общем, тяжела и неказиста жизнь простого мужичка средних лет в Японии. В свете фильмов Корээды (победитель Канн-2018 с Магазинными воришками) Япония и вправду непростая страна, но англичанин-документалист увидел это если и не раньше, то конкретнее. Кстати, в чём-то сюжеты пересекающиеся.
Оценка 7

Поездка в Америку. Реж. Джон Лэндис. США. 1988.


Принц Замунды, наследник престола страны должен жениться, и даже невеста для него подготовлена и даже готова лаять как собака разных пород. Но, как водится, ему надо самому и по любви найти невесту, для чего он отправляется в Америку. А где искать принцессу и будущую королеву? В районе Куинс в Нью-Йорке. Естественно, что невеста ещё и не должна знать, кто он на самом деле.
Как известно, на всю мировую литературу всего полтора сюжета и коли вы встречаете принца на белом коне, то это сюжет сказки... Дальше сценарист добавляет линии из других сказок и убирает ненужное.
Так вышло и с Поездкой в Америку. Берется Золушка, скрещивается со Свинопасом, добавляется хэппи-энд, специи в виде негритянского юмора из бедных кварталов и варить до готовности. Сваренный продукт в итоге оказывается ближе к бургерам, которые фигурируют в этой комедии в "плагиатном" варианте, чем к изысканному блюду. Всё-таки юмор грубоват, сюжетные повороты предсказуемы по причине близости к сказкам, а психологии у персонажей нет вообще. Но то ли зритель не оказался взыскательным, то ли обаяние Эдди Мэрфи безгранично, но этот продукт в чём-то даже мил.
Оценка 6,5

Как стать героем. Реж. Младен Матицевич. Сербия. 2007


Жил-был немолодой уже режиссёр Младен и недоставало ему в жизни смысла, даже книжки стал об этом читать, но тут по ТВ показали марафон и... Вот оно! Я займусь вот этим. Вернее, приму участие в Белградском марафоне. Правда, оказалась целая кучка проблем - 120 кг живого веса, пристрастие к чипсам и Кока-Коле и отсутствие веры в успех у родных...
Тот случай, когда аннотация не отражает настроения этого документального опуса - оно отнюдь не филосрфское, да и вообще лишённое всякого пафоса. Режиссёр остаётся вроде как вполне обычным человеком, а его преодоление себя происходит если и не буднично, то относительно спокойно, с юмором, самоиронией и без потери самого себя. Так что вызывает не столько восхищение, сколько симпатию. Этакий негероический героизм. Так что название "Как стать героем" приобретает вполне всеобщий характер - вроде бы так может каждый. Кстати, даже из рук самого Карла Льюиса приз получил... Так каждый точно не может.
Оценка 7

Парадоксы в стиле рок. Реж. Ефим Гамбург. СССР. 1982


Мультфильм от создателя Ограбление по... Ефима Гамбурга. Западная жизнь в красках - маленькие новеллы нарисованы вполне ядовитыми неоновыми цветами: экология, демография, акселерация, стресс... Даже есть черный юмор в истории про учёного, который смог уединиться только на Луне, но придумав некий лечебный эликсир, не смог вернуться.
Хоть это и сатира, но более наблюдательная и язвительная, чем собственно смешная. К счастью, хватает Гамбургу и самоиронии (а то высокомерия) - на все наложена печать Синема. Ведь кино - это жизнь, из которой вырезано все скучное - в данном случае, неважное.
Оценка 6
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.10.2022)
Просмотров: 121
Всего комментариев: 0
avatar
close