Кинопанорама 63
Антиутопия Стивена Кинга о роли телевидения и СМИ в будущем, фильм-катастрофа о воде под землей, французская комедия о трудностях перевода, спектакль о Януше Корчаке, панегирик Андрея Миронова своим родителям, тихий шедевр Джима Джармуша о водителе-поэте, кинодокумент о советских камикадзе Семена Арановича, мелодрама о современной и несовременной любви в сборнике рецензий на кинофильмы и (в этот раз) спектакль за номером 63.

Бегущий человек. Реж. Пол Майкл Глейзер. США. 1987

По роману-антиутопии Стивена Кинга. В будущем заправляют корпорации и телевидение, а США обуяли голодные бунты. Шоу Бегущий человек убивает двух зайцев разом - развлекает бедных, артистично убивая повстанцев-террористов. Шварценеггер и вовсе играет пилота вертолёта, который отказался стрелять в бунтующих от голода людей.... Повстанца поневоле.
В целом слабое кино - по сценарию, по актёрам, декорациям и т.д. Даже если делать скидку на конец 80-х. Но, как заметил один из критиков, антиутопия - тот жанр, в котором совсем слабых фильмов и книг не бывает. И именно из сегодняшнего дня многие детали смотрятся пугающе. В первую очередь, про манипуляционную власть телевидения - для него не составляет проблемы смонтировать так, чтобы масса людей поверила беспринципной лжи, про смешивание политики и шоу-бизнеса, про корпорации, которые подменяют государство. Во-вторых, это вечно светящаяся рекламным неоном лживая тьма, готовая маму продать ради денег... Ну и некие, хотя и куцые обобщения про капитализм. Вот жаль только, что всё противостояние сведено к двум людям, один из которых очень уж прямолинейный Шварц... А если бы закрутили интригу? Но закрутка оказалась уж больно простенькой.
Оценка 6,5

Метро. Реж. Антон Мегердичев. Россия. 2012


В туннеле кольцевой линии московского метро случается прорыв речной (!) воды. Пассажиры двух поездов разными путями пытаются выбраться наверх, попутно решая проблемы внутри семей, любовных треугольников, алкогольных приключений и т.д. и т.п.
Редкий случай российского кино, когда есть сценарий, способный увлечь, несмотря на некоторые серьёзные нестыковки (уж больно робко заливают воды прорвавшейся Москвы-реки туннели метро). Сразу видно, что лекала голливудских кинопрофессионалов изучены неплохо, а сюжетные ходы продуманы с известной долей психологической убедительности. Например, сигнал о проблемах подаёт пьющий рабочий. А можно ли ему поверить? Нет, конечно. И таких зацепок - с десяток. И даже разворот есть в сторону моральных ценностей: типа, семья - прежде всего, алкоголь - зло, самопожертвование - хорошо. Правда, разумное. И в какой-то мере оправданное сюжетно.
В общем, схема Экипажа Митты усовершенствована сценарными ухищрениями голливудских фильмов-катастроф. Правда, такого же обаяния Метро уже не имеет - Митте предъявляли искусственную сшитость мелодрамы и катастрофы. Мегердичев вроде и пытается сшить получше, но получается через раз... В Движении вверх выйдет получше.
Оценка 6

Бобро поржаловать. Реж. Дэни Бун. Франция. 2008.


Особенности национального чувства юмора.
Филипп Абрамс живёт тихой жизнью на юге Франции, пытаясь сделать карьеру в почтовой службе, чтобы попасть на Лазурный берег. Но что-то пошло не так, и ему предлагают работу в глуши на севере.
Оказывается, пропаганда есть и в забугорной кинопромышленности. Забавно, что это мелодраматическая демографическая комедия (у нас к таким относились мелодрамы середины и конца 80-х) опередила в прокате другую агитку, хотя и совсем иного розлива - антифашистскую эксцентрическую Большую прогулку, став, таким образом, самой кассовой комедией французского кинопоказа. Смысл пропаганды: вперёд на освоение севера Франции. Но вызывает сомнения всё - сомнительный сценарий, юмор, построенный на алкоголе, изменах (плохо поставленных) и разном акценте, вялое действие с не больно то задорной режиссурой... Несколько лет назад в Канаде вышел похожий по смыслу Плохой полицейский, хороший полицейский, в котором англо- и франкоговорящий копы пытаются наладить коммуникацию.
Налицо важная тема, близкая очень многим, а потому популярная, но... не шедевр же. Правда, многие нюансы ускользают от нашего зрителя - как француз, например, вряд ли поймёт специфику нашего юмора про чукчей. Они французы, и это многое объясняет. Но, наверное, что французу - здорово (я про кассовые сборы), то русскому - по круглому ударному инструменту (барабану то бишь).
Забавно, что у нас такие аналоги тоже есть, но не всегда в этническом варианте - Мимино, Карьера Димы Горина, Разные судьбы и т.д. Но иностранцам они точно не "покатят".
Оценка 5

Варшавский набат. Реж. Борис Гранатов.


Спектакль Вологодского театра для детей и молодёжи.
Спектакль посвящен истории варшавского гетто и Януша Корчака с его воспитанниками, отправленными в лагерь смерти. В общем-то, она достаточно хорошо известна. Это, впрочем, не значит, что ее не стоит повторить...
Борис Гранатов - режиссёр не бесталанный и профессиональный, поэтому просто повторить эту историю в реалистичном контексте почти не пожелал. Почти, потому что сам Корчак и его воспитанники естественны и искренни в своем поведении до степени относительной наивности, ведь, увы, они способны опознать ненастоящее... А вот нацисты изображены даже за гранью - гротеск и карнавал смерти. Обман. Увы, но обман заканчивается вполне конкретной смертью...
Ругать и даже критиковать такие спектакли не хочется - слишком трагична история, в них рассказанная. Но чувство формы всё-таки преобладает над чувством содержания.
Оценка 6,5

Я возвращаю Ваш портрет. Реж. Владислав Виноградов. СССР. 1983.


Главное лицо фильма (не художественного, кстати) - Андрей Александрович Миронов. Важно, что Александрович, ибо большая часть фильма посвящена его родителям и их друзьям, которые представляют собой звёзд эстрады 40-50-х годов и ведут очень теплую беседу о песнях того времени. И это очень атмосферно... И эту идиллию сопровождают ретро-песни в исполнении Миронова, который не скрывает пиитета перед тем поколением...
Особенно на контрасте со звёздами 80-х, потому что друзья вспоминают о Высоцком и сама о себе говорит Пугачёва... Если Высоцкий - и трагическая, и поэтическая, и разгульная фигура, то Пугачёва, хоть и со смехом, но искренне говорит, что жаждет славы. А Миронов смотрит на это с удивлением - его учителя были, скорее, служителями муз... Аристократами духа...
Чуток грустно от этого контраста... Интересно, что бы чувствовал Андрей Александрович и его мама, глядя на современную эстраду?...
Оценка 7

Паттерсон. Реж. Джим Джармуш. США. 2016.


Сдаётся, что это лучший фильм Джармуша, пусть и не самый культовый и прогрессивный.
Паттерсон - скромный водитель автобуса, каждый день которого похож на предыдущий - работа, дом, бар и... собака. Но он ещё и поэт, который прорывается сквозь будни трёхкопеечной простотой. Но его поэзия - это не вызов, не попытка прославиться (как выяснится по итогу при помощи той же судьбы), а выражение особой гармонии с маленьким миром американской провинции, где простые люди и отношения, умиротворяющая природа во главе с водопадом и странное ощущение, что вот-вот что-то нарушит эту тихую идиллию... Бела приходит, откуда не ждали, но сохраняет этот мир внутри себя...
Наверное, Джармуш описал приятствие находиться в своём мирке - уж больно он ему люб. Ну и о счастье жить, даже если это не всегда радость и каждый день похож на предыдущий...
Оценка 9

Торпедоносцы. Реж. Семён Аранович. СССР. 1982.


Кинодокумент о советских камикадзе по проще Юрия Германа.
Крайний Север, поселок летчиков, сопровождающих северные конвои, где соседствуют парикмахерская, цирк, столовая... Но эти почти мирные будни все равно накрывает война...
По сюжету Торпедоносцы напоминают фильм другого ленинградца и ленфильмовца Наума Бирмана Хроника пикирующего бомбардировщика - те же неспешные будни, но вроде бы неярко раскрашенные любовной драмеди Черепца, тихой трагедией блокады в жизни капитана Гаврилова, воспитывающего не то своего, не то чужого сына, доказыванием подвига Семушкина и любовным треугольником, в котором один человек уже мёртв, а вместе с ними ещё несколькими эпизодами мира, в котором никак не наступит счастье, потому что даже на Крайнем Севере людей достала война. При этом Аранович не отступает от своего хроникального стиля, перемежая художественное с документальным под реквием постоянного композитора-соавтора Александра Кнайфеля. Живые, чувствующие, смеющиеся люди, которые должны карать ценой своей яркой, но, увы, короткой жизни.
Оценка 8

Ещё люблю, ещё надеюсь. Реж. Николай Лырчиков. СССР. 1984


Главный герой фильма Василий (Евгений Евстигнеев) безнадёжно не один десяток лет любит замужнюю женщину (Тамара Сёмина). И это не адюльтер, потому как и семья ее, включая мужа (Вячеслав Невинный) и детей в курсе этой любви, и он ещё и частый гость в их доме. Могла ли быть у него другая любовь? Наверное, потому что претендентки есть. Но он верен первому чувству...
Странный фильм о чудаке откуда-то из далёкого прошлого, который и смотрится то анахронизмом. Недаром дети его возлюбленной считают его едва ли не главным виновником драмы матери.
Ещё труднее с молодой парой, которая снимает у него жильё - свободная любовь и все такое... А Василий при этом назойливо несовременен.
И всё же без его чудаковатого чувства всё разваливается. Наверное, и фильм наивно, не очень последовательно и не так уж и захватывающе говорит в итоге о вере, надежде и любви, без силы которых жизнь оказывается пресным бытом, лишенным человеческого.
Оценка 6,5
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (28.08.2022)
Просмотров: 100
Всего комментариев: 0
avatar
close