Кинопанорама 58

Плохо отмеченный юбилей Жванецкого, харрасмент по-советски, дилогия Михаила Ромма об адмирале Ушакове, пластилиновая анимация Александра Татарского, гениальная анимация Фёдора Хитрука, тривиальный, но захватывающий американский детектив и телеверсия волшебного и грустного балета "Анюта" в кинопанораме 58.

Одесский пароход. Реж. Сергей Урсуляк. Россия. 2020

Сборник новелл Михаила Жванецкого об Одессе...
Видимо, Сергея Урсуляка замкнуло на Одессе (после успеха Ликвидации) либо это какой-то новый политический заказ, коли два главных телеканала затеяли в Новый год показать сей уголок Новороссии. Неужто вслед за Крымом что-то ещё грядёт? Или вариант - надо как-то помочь Михаилу Жванецкому, который в финале появляется как гуру, светоч и вождь (нужное подчеркнуть).
Можно объяснить и более прозаической уже ностальгией - даже эпиграф об этом. Как он там звучит? Время, когда нам всем жилось плохо, но хорошо? Из фильма не очевидно ни то, ни другое. Что плохо? Что хорошо? Зачем этот хор, поющий советские песни? Это про ложную или, наоборот, истинную коллективность и симфонию?
В чём-то даже может просматриваться подобный концепт - советская жизнь, разбитая на коммуналки и эпизоды, соединяется в аляповатом хоре и финальных кадрах общего пира. Но сам себе и возражу: Не верю! Уже потому, что первые двадцать минут пытался понять, про что фильм. И сообразил только в момент, когда поймал знакомую фразу Жванецкого. Какой-то ритм и оживление вызвал и вовсе один анекдот в исполнении Машкова. Но осмысленности и стройности и он не добавил. И чем ближе были титры, тем сильнее задумываешься, а зачем вообще все это снято, коли Жванецкого умудрялись хоть как-то переводить в сценки он сам, Карцев и Ильченко? Знаменитый начальник транспортного цеха вообще оказался убит... Да ещё нарочитый южнорусский акцент, который уже с первых минут стал напрягать.
Так что Богу - богово, кесарю - кесарево, эстраде - эстрадное, кино - киношное. Условный плюс один - стоит открыть интернет и нарыть оригиналы записей Жванецкого. Конечно, если кто его любит, а то вот весь этот его юмор и сатира были и раньше не для средних умов. А теперь и подавно.
Оценка 4,5

Служебный роман. Реж. Эльдар Рязанов. СССР. 1977.


Обычно, когда пишешь рецензию, то начинаешь с сюжета. Но оказывается, что в Служебном романе сюжет пересказывать особого смысла нет - интрига убита почти на корню самим названием. Да и как иначе может быть с жанром романтической комедии, да ещё и со значительной долей эксцентричной гайдаевщины... Иногда ещё и фальшивой (уж, простите, "проспала" и почти весь последовавший финал серьезно так и не научился воспринимать).
Но Рязанову даже не в лучшем своём фильме всё равно удаётся удивительно поймать советское время с его парадоксами, особенно на фоне кое-каких нынешних проблемок. Например, героями времени выведены уже не журналисты и геологи (Дайте жалобную книгу), не интеллигенция из Иронии судьбы, а главные герои застоя - чиновники. И Рязанов умудряется увидеть в них и зло времени - карьеризм, интриганство, сплетни, странный бюрократизм, вмешивающийся в личную жизнь, и надежду на изменение и любовь. Собственно про это была и Ирония судьбы, но Лукашин был, скорее, универсальным героем, которого меняет любовь в новогоднем антураже путешествия на Запад, а Новосельцев и Калугина должны были искать дорожку друг к другу сами, причем увидеть давно знакомого человека заново. Советский тренд коллективизма был понят Рязановым и Брагинским не только по-новому, но и в пику западу, который трактовал бы такие отношения как домогательство, притом что начальник - женщина. Так что актуальность Служебного романа только возрастает в наши дни.
Оценка 7,5

Адмирал Ушаков. Корабли штурмуют бастионы. Реж. Михаил Ромм. СССР. 1953.


Дилогия об адмирале Ушакове.
Михаил Ромм - режиссёр великий. Но великих режиссёров иногда не хватает на великие фильмы - то эпоха подведёт с железным занавесом, то надо воспитывать новых режиссёров... А в Ушакове пришлось отрабатывать каноны патриотического соцреализма и работу с цветной пленкой и батальными сценами.
Так что пришлось запихать "правильных" персонажей и расставить правильные идеологические акценты. Поэтому появились: отец и сыновья артиллеристы (аж две роли Юматова), беглый бунтарь Рваное ухо (Сергей Бондарчук), злобные и желчные (карикатурные практически) англичане, среди которых полуприличный человек только адмирал Нельсон, капризный (почти пародийный) Потёмкин и справедливый и честный Ушаков... Так что с содержательной точки зрения лучше читать учебник истории. Желательно не 30-40-х гг. Но и Ромм всего лишь добавил контрастности, так что картина истории не искажена, но и не слишком убедительна.
Зато краски аки в Унесённых ветром, баталии морские и крепостные патетически мощны и эффектны, а актёры монументальны почти как у Вучетича - Переверзев в первую очередь. Шикарный образец позднесталинского киноампира.
Оценка 6,5

Пластилиновая ворона, реж. Александр Татарский, СССР, 1981.


Альманах, состоящий из трёх частей - О картинах, Игра и, наконец, собственно Пластилиновая ворона (А может, а может).
Странно, что цензоры придрались в свое время к безыдейности Вороны - в ней налицо тема преображения, неожиданности, пластичности... бытия. А как ещё скажешь? Да ещё и с наглостью, присущей большим мастерам Татарский запихнул в мультфильм сюжет об искусстве, где сравнял детские рисунки, а косвенно и свое искусство с великими картинами прошлого. Но это, скорее, о том, что творчество доступно всем и у каждого свой путь. Так что идея точно есть.
Но, конечно, главной стала последняя часть, ради которой вроде бы все и затевалось. Кто-то пишет, что это один из первых советских абсурдистских мультфильмов, но это не так - Хитрук ещё в 60-е снял своего Винни-Пуха. Хотя степень абсурда была ещё не столь глубока. Но чуть не первым образцом советского постмодернизма - ироничным, даже насмешливым переложением пафоса басен Крылова - Пластилиновая ворона точно стала. Так что беспокоились советские цензоры не зря - глупость вороны и падкость на лесть заменились на лозунги и таблички актуального бюрократизма и техники безопасности, а моральные ценности модернистской эпохи совершенствования человека заменились на структурализм безопасности и бесконечных правил поведения... Татарский над этим по-доброму усмехается. Вряд ли это смех над Крыловым. Но кто знает... Так или иначе, но эпоху он зацепил точно - да будь ты хоть негром преклонных годов, коровой, гусём или собакой, но под грузом не стой.
А как лучше передать пластичность и изменчивость всего и вся - видимую, но скорую? Пластилин подходит гораздо лучше, чем рисованная анимация. Ещё дальше пошел разве что Гарри Бардин, который ещё и жесткость, помимо внешней изменчивости сумел в Выкрутасах передать... Сам же Татарский всё же наполнил свой пластилиновый творческий хаос и абсурд неким... содержанием в Падал прошлогодний снег. Получилось хуже? Нет. Но Пластилиновую ворону помнят чуть лучше.
Оценка 9

История одного преступления, реж. Фёдор Хитрук. СССР. 1962.


Василий Васильевич Мамин - рядовой бухгалтер и одинокий (?) мужчина, живущий в большом городе. Но однажды этот тихий человек жахнул по голове двух женщин, и прибывший на место преступления милиционер пытается разобраться, в чем дело.
Федор Хитрук - главный гений советской мультипликации, создавший широко известного всем Винни-Пуха. Но его "недетские" мультфильмы (Винни-Пух в общем-то тоже вполне взрослый морально-релятивистский феномен из области детского абсурда) на самом деле смотрят если и не в вечность, то в философские глубины цивилизации. Человек в рамке - о притча о бюрократии, Остров - об одиночестве человека в мире капиталистического чистогана, а ещё об экологии, масскультуре и прочих "радостях" и нынешнего мира. Дарю тебе звезду в контексте современного феминизма вообще достоин чуть ли не памятника здравому и нездравому смыслу.
История одного преступления в этом контексте с годами только обрела новые смыслы, хотя детали нашего быта, конечно, изменились. Во-первых, бюрократии досталось и в этом мультике - кадр с бухгалтером на фоне самовозводящихся новостроек шикарен. Но главное всё-таки в зарисовках жизни большого дома, в котором находит себя всеобщее отчуждение городской жизни, в которой анонимные пары, единицы и даже толпы отгорожены друг от друга не только стенами квартир, но и дискоммуникацией. Вряд ли случаен прием немого кино и в ритме и в отсутствии диалогов - отчуждение как есть. И сегодня оно только усугубилось. Конечно, есть и другие темы - например, сатирический портрет гражданина Мамина очень напоминает вечную тему русской литературы с ее маленьким человеком - в общем-то это реинкарнация Башмачкина, у которого отобрали не шинель, а покой. Вот такой парадокс - одиночество в мире без права на одиночество. Галерея городского дома - сатира на пьяниц, прелюбодеев, картежников и торжествующего хама... Трудно спорить, что м сейчас сие актуально. Разве только сам человек научился к этому приспосабливаться и от прямой агрессии ушел в главное заболевание нынешних городов - депрессию. Но ноги у проблемы выросли давно - и не припомню отражения темы ни у кого, кроме Хитрука.
Оценка 9,5

Вне подозрений. Реж. Стивен Шэхтер. США. 1995


Полицейский Демпси - образцовый (когда-то) летчик, образцовый (теперь) полицейский, любящий муж и отец, любим начальством и большей частью сослуживцев. Его брат - классический неудачник, которого Демпси тянет за собой по служебной лестнице. Жена - соблазнительная роковая красотка, явно скучающая в тени идеального мужа и... притащившая в свою постель его брата. Но однажды все пошло не так: Демпси оказывается в инвалидном кресле и готов расстаться с жизнью, но и здесь проявляет профессионализм...
Странно, что фильму Вне подозрений так и не удалось стать хитом, хотя исходные были весьма недурны. Прежде всего, довольно лихой сюжет, притом что спаян почти из абсолютных штампов - жена изменяет мужу с его братом, зависть умника к профессионалу и т.п. Есть и пара нелогичностей - подобные Демпси люди никогда не женятся на блядоватых дамочках, больше предпочитая сероватых мышек-норушек, план самоубийства, слишком умён и потому похож на... но не будем спойлерить.
Но, честно говоря, эти нестыковки отнюдь не абсолютны. А с учётом жанра их и вовсе можно проигнорировать. А есть и вовсе приятные и в чем-то неожиданные ходы - современный сыщик отнюдь не обязан обладать интуицией и уникальной методой Пуаро или Коломбо, Холмса или Мэгре. Он может быть просто умным профессионалом - остальное за него решит банальная в своей основе система, легко верящая штампам (как и зритель, кстати) и не желающая порочить сама себя в лице одного из лучших сотрудников.
Странно, что в этом фильме сочувствуешь почти всем - особенно непутевому братцу... Потому и не знаешь, чем дело кончится. А это ли не залог занимательного вечера. Не шедеврального, но вполне увлекательного. И ещё: бойтесь профессионалов, а не неудачников. И неужели адюльтер хуже, чем убийство?
Оценка 7

Анюта. Реж. Александр Белинский. СССР, 1982.


Фильм-балет, ставший классикой.
Музыкально-танцевальная экранизация чеховской Анны на шее.
Хотя ничто не предвещало. И лишний раз убеждаешься, что короля делает свита - музыка Гаврилина дошла до нас своей гениальной лёгкостью, мелодичностью и русским прононсом во-многом благодаря лишь Александру Белинскому, убедившему композитора "собрать" из его произведений балет. Сам же Валерий Александрович практически запретил это делать, но Белинский проявил невиданное упорство... Так что в итоге появились и ещё три балета. Впрочем, Анюта все равно остаётся лучшей.
Конечно, не только за счёт музыки... Белинский и Васильев (как хореограф) смогли уловить в ней картину русского провинциального (как кажется), а то мещанского, города с грустной лирической темой выбора между блеском и богатством и любовью и... интеллигентностью (?) (добавление темы студента придаёт лёгкий другое социальности и не столько обличения, сколько грусти и разочарования), с ритмом и устрашающе-смешной темой бюрократии (есть чувство, что именно отсюда Джо Райт стырил свою сцену в Анне Карениной), феерии бала у его сиятельства (со знаменитой Тарантеллой) и пьяного "декадентства" отца Анюты... И контрастный финал, закольцовывающий в теме вальса горечь покинувшей мещанский и чиновный мир любви...
И блистательная Максимова не только красками балетного искусства, но и актерским мастерством бьёт сентиментального зрителя в душу и сердце...
Оценка 8,5
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020)
Просмотров: 199
Всего комментариев: 0
avatar
close