Кинопанорама 57

Культовый советский криминально-психологический сериал Следствие ведут ЗнаТоКи, биография условного Потапова из производственной драмы времен Перестройки, военные подводники на северных морях, "Алая буква" на молодежный лад, продолжение истории Дуанеля от Франсуа Трюффо, первая (и почти последняя) советская эротическая комедия и бомба в автобусе с Киану Ривзом и Сандрой Баллок в кинопанораме 57

 
Следствие ведут знатоки. До третьего выстрела. Реж. Вячеслав Бровкин. СССР. 1978.

Преступник грабит галантерейный магазин, но гладко у него не прошло, и он вынужден скрыться, "скинув" орудие преступления - пистолет ТТ. Однако пистолет случайно находят подростки, а искать его начинает и бандит, и милиция.
Вячеслав Бровкин и больше всего серий в Знатоках снял и, наверное, самые из них психологически интересные. До третьего выстрела - одна из них. Надо отдать должное создателям сериала, что они старались находить новые темы и персонажей и давали, пусть иногда и кривой, образ времени. Здесь он дан в подростках, которым претит навязанный бытовой мир взрослых и которые скрываются от него в развалинах старых московских домов.
Неожиданным оказался и образ главного негодяя. Им, как ни странно, не оказался Бондарь - тот прямой как палка бандит старого поколения. Новое представлено незаметным, мимикрирующим под советскую действительность Виктором, сущность которого тот же Бондарь легко определил завистью. Невольно задумываешься, насколько угадали создатели, кто главный враг Советской власти. Он незаметен, бесшумен, но он и разрушит ее основания... исподтишка.
Ещё одна деталь этих знатоков, что Лавровы и Бровкин в слегка закостеневшую конструкцию вводят нового милицейского персонажа - девушку Тоню Зорину. И жаль, что столь тонкая во всех смыслах девушка более в сериале не появилась. А могла стать (по мнению зрителей) ни много ни мало женой... Гадайте, чьей.
Оценка 7

Из жизни Потапова. Реж. Николай Скуйбин. СССР. 1985.


Девять дней одного гола двадцать лет спустя.
Александр Потапов (Александр Филиппенко) - заместитель генерального директора на одном из оборонных предприятий, настоящий трудоголик и умница, хотя горяч и эмоционален. На работе. Но однажды его жизнь начнет рушиться - испытания его технологии сорвались, друг-писатель доведён до крайности, друга-начальника сваливает инфаркт, а друг-коллега предаёт, да и жена не оказывается надёжным тылом. Остаётся лишь дочь, тот самый друг-писатель и дело жизни.
Фильм середины 80-х оказывается прям по Гегелю отрицанием отрицания 60-х и 70-х. Из 60-х великий фильм Михаила Ромма, из 70-х пьесы и фильмы по ним Александра Гельмана (прежде всего, Обратная связь) и в итоге родилась правильная фрустрация из первой половины 80-х. Прежнее поколение учёных мужей вот-вот уйдет, а на их месте останутся безликие функционеры или карьеристы. В этом смысле Потапов - герой-одиночка, пытающийся быть вне системы. И это уже не случай Гусева, у которого и любящая женщина была и друг-теоретик, который поднял знамя пожертвовавшего собой учёного. У Потапова этого нет. Вопрос в другом: это примета времени или режиссеру Скуйбину просто приспичило снять парафраз 9 дней одного года? Возможно и то, и другое. Просто мастерства чуток не хватило - жена (Догилева) лишь изменница, хотя кое-какие намеки на то, что Потапов сам виноват в этой драме, кидая семью на произвол бытовых будней, есть, дружеской связи с писателем (в смысле глубины отношений) как-то незаметно, и остаётся вопрос, зачем теория запахов в оборонке? Что-то интересное могло бы из этого выйти, тем более что звездит Глузский и неожиданно проявляется Филиппенко (хотя у того в биографии и есть химико-геологическое образование, но это нетипичная для него почти сдержанная драматическая роль), но портрет эпохи выходит все равно куцый.
Оценка 6

Командир Счастливой щуки. Реж. Борис Волчек. СССР. 1972


Зарисовки из плаваний советской подводной лодки на Северном флоте.
Фильм-ровесник А зори здесь тихие, пожалуй, одним из первых отошёл от показа войны поколением фронтовиков - уж больно правильно и, несмотря на трагичность, без психологических переживаний рассказывается о судьбе подводников. В плюс - всё-таки непричесанность фильма, хотя и пафоса избежать в полной мере не удалось. Но и тема нечастая - про Север предпочитали не говорить в 1970-е, потому как про ленд-лиз в то время вспоминать было уже неловко.
Оценка 6

Отличница лёгкого поведения. Реж. Уилл Глак. США. 2010.
Easy A


Главная героиня — девушка Олив, над которой издеваются из-за слухов о шашнях с парнями в школе с пуританскими нравами. Но она обращает эти слухи себе на пользу, однако все оказалось не так просто...
Русский вариант названия, как часто бывает, не отражает культурного бэкграунда, заложенного в Отличнице. Про отличницу в американском варианте нет вообще, зато есть отсылка к одному из культовых американских романов за авторством Натаниэля Готорна "Алая буква". Вот и Олив вроде как показывает, что остракизм никуда не делся, причем безосновательный. Пускаясь в свой эксперимент, Олив берется это доказать.
Однако сюжет, в котором девушка, создавая себе дурную славу, помогает парням создать себе славу ловеласов - сомнительный всё-таки ход. Но отчасти он ложный - речь больше о ханжестве, нежели о пуританстве, - да и не так интересен. Достоинств у фильма два - Эмма Стоун (Олив) и её текст. Рассуждения, чем-то определяемые как поток сознания не глупы и даже забавны. А в остальном, хоть и не без культурных отсылок, но молодёжная комедия. Хорошо хоть не такая пошлая, как какой-нить Американский пирог.
Оценка 6,5

Украденные поцелуи. Реж. Франсуа Трюффо. Франция. 1968.


Антуан Дуанель уволен из армии и представляет собой довольно забавное явление - не обладая никакой профессией, Антуан быстро вылетает из гостиницы, зато устраивается в детективное агентство, где в основном выявляют неверных жён. Но и здесь его не ждёт удача, поэтому ему доверяют самое глупое дело - выявить, почему окружающие ненавидят владельца обувного магазина.
Годар почему-то считал, что фильм противоречит манифестам новой волны. Всё-таки Дуанель ещё в "400 ударах" считался бунтарем и нонконформистом, правда, о сознательном бунте речи всё-таки не шло. Но... Дуанель ведь и вправду был манифестом поколения.
Но и Трюффо волен делать со своим героем, что хочет. И Годар почему-то не очень дружит с чувством юмора. Украденные поцелуи являются ничем иным как иронической усмешкой над буржуазными нравами, всяческими комплексами Эдипа, Электры и т.п. Наконец, Украденные поцелуи стали чем-то вроде европейского "Выпускника", который хоть и числился комедией, но иронии в нём не было. Есть и элемент тотальной слежки, сколь смешной, столь и грустный. Протест против государства? А чего бы и нет, хоть тут и частные детективы.
А ещё это усмешка над мужчинами, которые выглядят полными кретинами на фоне женщин, которые даже в лице проституток и то ставят условия. Что уж говорить о Кристине, помыкающей бедолагой Дуанелем - жалким и смешным, но вызывающим всё-таки сочувствие.
Оценка 7,5

Обнаженная в шляпе. Реж. Александр Полынников. СССР. 1991


Журналист и фотограф Костя Телегин похищен людьми, связанными с проституцией. Последней в его квартире побывала девушка, от которой осталась лишь фотография с тыльной стороны, на которой из предметов одежды сохранилась только шляпа, да родинка на одном из интимных мест. Полиция и друзья по работе попытаются раздеть моделей Кости, чтобы узнать, кто причастен к похищению.
Начало кооперативного кино ознаменовалось открытием секса в кино. Конечно, были и видеосалоны, но на большой экран голое женское тело вырвалось в виде обнаженной шляпы, попытавшись обличить более "серьезные" вещи, уже попадавшие в видеомагнитофоны целомудренных когда-то советских обывателей, у которых и секса то не было (правда, конец знаменитой фразы про телевидение был зашикан и засмеян), а тут мало того что секс, так ещё и на продажу. Вышло не особо убедительно, мягко говоря. Потуги на "здоровую" эротику супротив нездоровой порнухи ничего, кроме пошлости, почти и не рождают. Высосанный из пальца сюжет, придуманный за ради показа невиданных дотоле в нашем кино женских прелестей, попытка сделать звёзд из очень обычных девушек и никаких актрис типа Анны Назарьевой и фальшивый романтический финал лишь немного спасаются лёгкой иронией артистов типа Серебрякова, которого неизвестно как сюда и занесло. Так что создатели Горячих жевательных резинок и прочих эротических комедий конкурентов не получили. И слава Богу. Наше кино никогда не было про "это" - а "Крейцерова соната" или "Маленькая Вера" делали "его" на другом уровне.
Оценка 5

Скорость, реж. Ян де Бонт, США, 1994.


Террорист заложил бомбу в скоростной лифт одного из небоскрёбов где-то в большом Лос-Анджелесе. Полицейский Джек Трэвен с напарником Гари срывает планы преступника, но, оказывается, это лишь начало игры... Впереди автобус, которому нельзя остановиться.
Ян де Бонт - постоянный оператор Верховена, перебравшийся в Голливуд вслед за ним, где снял не только его фильмы, но заодно и Крепкий орешек, к примеру. Скорость - его режиссерский дебют, показавший, насколько хорошо голландец усвоил голливудские стандарты 90-х. Получился своеобразный гибрид боевика, фильма-катастрофы, триллера и роуд-муви. Из 90-х здесь ещё и абсолютное наплевательство на реализм и хотя бы элементарную логику. Например, взорвано такое количество техники и всего прочего, то уже хочется крикнуть: Да заплатите уже вы этому террористу - дешевле обойдется! А выживаемость Киану Ривза напоминает о кошке и её 9 жизнях.
Но зато все компенсируется абсолютно адреналиновым зрелищем, которое остановиться не может в принципе. Если убрать споры пассажиров на морально-нравственные темы, то крышу снесёт окончательно. Есть и ещё один удачный ход - Сандра Буллок в качестве водителя, разбавившая жестокую маскулинность противостояния Ривза и Хоппера (его безумие даже начинает привлекать в какой-то момент).
Так что если хочешь на полтора-два часа превратиться в подростка с открытым от удивления ртом - смотрите Скорость. Хоть фильму и 25 годов уже, он по-прежнему хорош. А учитывая, что пробки в Лос-Анджелесе по-прежнему есть, то она ещё и актуальна.
Оценка 8
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020)
Просмотров: 194
Всего комментариев: 0
avatar
close