Кинопанорама 56

Первый шедевр Хичкока, страшный советский мультик по сказке Гауфа, очередная политическая драма Кена Лоуча, эстетский арт-хаус художника Рустама Хамдамова, два главных советских искусства в одном", не то медицинское, не то психологическое раздвоение личности у Франсуа Озона и Пятый элемент Люка Бессона в кинопанораме 56

39 ступеней. Реж. Альфред Хичкок. Великобритания. 1935

Первый шедевр Хичкока.
Главный герой фильма — канадца Ричарда Хэнни (Роберт Донат), прибывшего в Лондон, обвиняют в убийстве девушки Аннабеллы, которая попросила у него убежища, скрываясь от немецких шпионов, связанных с организацией 39 ступеней. Ричард вынужден бежать в Шотландию, чтобы разоблачить шпионов и доказать свою невиновность.
Пожалуй, именно в 39 ступенях Хичкок нашел формулу своего стиля - обычный человек, оказавшийся в необычных обстоятельствах против всего мира, несправедливое обвинение, твист в середине, позже ставший бондовским прием хорошей-плохой девушки, наконец, нигде не провисающее действие и непрерывающийся саспенс.
Как пишет Трюффо (см. Википедию) именно здесь Хичкок плюнул на реализм во имя собственно кино и увлечения зрителя.
Однако есть, помимо киношного удовольствия, какой-никакой а смысл. Хичкок, как потом и в Леди исчезает последовательно выступает против благодушия в отношении Германии. Почти антифашизм, если учесть практику умиротворения агрессора. Даже сейчас это дорогого стоит.
Что уж говорить о влиянии на кино - прием скованных одной цепью вошёл в кино как нож в масло. Даже с наличием фильмов, целиком построенных на нём (Скованные одной цепью). И несмотря на дату, и сегодня смотрится увлеченно.
Оценка 8

Халиф-аист. Реж. Валерий Угаров. СССР. 1981.


Мультфильм по мотивам сказки Гауфа.
Довольно страшная картина о праздности и отказе от самого себя. В первую очередь, страх нагнетается образами колдуна и его гостей, нарисованных в духе сюрреалистов.
Оценка 7,5

Зал Джимми. Реж. Кен Лоуч. Великобритания. 2014.


Джимми Гролтон - политический активист, когда-то эмигрировавший из Ирландии в Америку, но в годы Великой депрессии вернувшийся на родину. Памятный когда-то зал Джимми нынешняя молодежь просит возродить - для лекций, собраний, танцев и т.п. Но покоя этому предприятию не дадут.
Кен Лоуч - главный левак мирового не говоря уже о британском кино. А любимая тема британцев - это Ирландия, вечно гонимая английскими империалистами. Но Лоуч берет теперь и другой контекст левого движения - воинствующий если не атеизм, то антиклерикализм. Вот не смирится католическая церковь с потерей монополии во влиянии на умы. Так что и новая религия - марксизм, естественно, не вызывает у священников, да ещё и в деревне, энтузиазма.
Но Лоуч низводит идеологический спор в плоскость классовой борьбы и нетерпимости. Так что у него в очередной раз получается памфлет супротив жестоких клерикалов и богатых землевладельцев, не дающих другим даже обычных способов досуга и самореализации, да к тому же якшавшихся с фашистами.
Соцреализм - это ж не всегда тонкость. Надо иногда и в лоб - Лоуч это и сделал. Коммунист - честный парень, дающий людям реализовать себя, пусть это танцы, диспуты и т.д. Священники и богатеи - авторитарные ...идоры навроде заскорузлых инквизиторов, которые боятся потери монополии на власть, собственность и т.п. Наверняка есть те, кто этого не знает. Стоит убедиться, что коммунистов гнобили давно и настойчиво. Но и они не промах - держались стойко. О том кино.
Оценка 6,5

Мешок без дна. Реж. Рустам Хамдамов. Россия. 2017


Очень вольная экранизация рассказа Акутагавы, который уже экранизировал Акира Куросава в Расемоне.
Притом, что уже по аннотации ясен источник фильма, просмотр в этом не убеждает, потому что в отличие от Куросавы Рустам Хамдамов и профессиональный художник, и постмодернист. Так что история показана не только по стороны разных рассказчиков, но ещё и разорвана во времени между XIX и каким-нибудь IX веками, приправлена грибами, закутана в изящный монохром, а рассказана сильно постаревшей, но иронично и аристократично держащейся Шахерезадой, потому и называется Мешок без дна, как и одна из сказок 1001 ночи. Так что зрелище исключительно для эстетов - и настолько эстетское в ритме, в метафорах и образах, что понятно далеко не всем. Думается, что и мешок без дна - это язык искусства, в котором в темноте неведомо перемешиваются слова, образы и сюжеты... А рассказчица катится под гору на лыжах...
Оценка 6,5

Укротительница тигров. Реж. Александр Ивановский, Надежда Кошеверова. СССР. 1954


Федор Ермолаев - мотоциклист с кучей призов за победы в кроссе, но его судьба делает вираж, когда он приглашается на работу в цирк, где его ждёт не только номер под куполом, но и встреча с Леночкой Воронцовой, мечтающей работать с тиграми...
Ни в одной стране мира не умудрились соединить два важнейших искусства - кино и цирк, - акромя СССР. Конечно, виновата знаменитая цитата из Ленина, но она, несмотря на политический контекст, создала определенный шарм советской действительности - Цирк, Полосатый рейс и более поздние фильмы о клоунах захватили диапазон от комедии до драмы.
И значительную часть трендов обозначила Укротительница тигров.
Во-первых, она уже не столь идеологизирована как Цирк с Орловой, несмотря на труд, мастерство и борьбу с пьянством.
Во-вторых, жанры стали почти совсем лёгкими - это романтическая производственная комедия. Учитывая год выхода - 1954, - это было вполне новаторски. Тем более что пафоса сталинского ампира здесь вообще нет, хотя официально оттепель ещё не наступила.
И вот это главное - Укротительница тигров кино уже очень теплое. Даже в цвете тигры дают жару́. Не говоря уже о нескольких персонажах, которые создают комический эффект - Ферапонт Ильич в исполнении Константина Сорокина и Гликерия Богданова-Чеснокова, преступно редко засветившаяся в кино, в роли его жены, прежде всего. Но и остальные дают на экране эффект живой ткани, а не монументальности или сказочности кино 30-40-х . Поэтому хорошо смотрится до сих пор. В пару к нему напрашиваются немного другие, но те же по настроению Верные друзья.
Наконец, любовь, комсомол (молодежь) и весна дают заряд оптимизма и доброты. Потому и нужен цирк - как ни прискорбно, но люди животных жалеют и любят куда больше, чем собратьев по виду, а так, глядишь, и к человекам приобщатся. И ведь работает. И хорошо. Во всех смыслах.
Оценка 7,5

Двуличный любовник, реж. Франсуа Озон, Франция-Бельгия, 2017


По роману Джойс Кэрол Оутс. Двадцатипятилетняя бывшая фотомодель по имени Хлоя (Марина Вакт) долгое время страдает от болей в животе. На приёме у гинеколога она получает совет обратиться к психиатру, так как, по мнению врача, эти боли имеют, скорее, психосоматическое происхождение. Хлоя обращается к психоаналитику Полю (Жереми Ренье), ходит к нему на сеансы и влюбляется в него. Поль тоже влюбляется в свою пациентку. Они снимают квартиру и начинают жить вместе, а через некоторое время Поль делает Хлое предложение. Но Хлоя обнаруживает, что у Поля есть двойник и тоже психотерапевт, но куда менее нежный и податливый...
Несмотря на название, главной стала всё-таки героиня, сыгранная знакомой по предыдущему фильму Озона - Мариной Вакт. И тема фильмов близка - исследование женской, отчасти мужской сексуальности.
Наверное, кого-то смутит откровенность сексуальных сцен, лёгкая "замороженность" главной героини, физиологичность и в чём-то предсказуемость разгадки, но Озон делает всё как всегда эффектно, на грани и за гранью. Начинаешь верить, что именно геи лучше, тоньше понимают женскую природу... Конечно, двойственную - в данном варианте садомазохистскую. И делает это Озон мастерски без комплексов и сентиментальности, предав свой тонкий юмор и иронию и ступив на мутную дорожку эротического триллера. Но... мастерства же не растерял. А то, что не оправдал чьих-то ожиданий (критики скептически приняли фильм), так это проблемы ожидающих.
Оценка 7,5

Пятый элемент, реж. Люк Бессон, США-Франция, 1995


Какие-то инопланетные мандачиване (мондошиване) забирают в 1914 году камни, которые являлись частью оружия, которое спасет Землю от катастрофы, случающейся раз в 5 тысяч лет. И улетели, но обещали вернуться. Чтобы спасти планету. Но привести оружие спасения в действие окажутся способны лишь Брюс Уиллис, Крис Такер и пара священников. А главным элементом должна стать Мила Йовович.
Пожалуй, одна из самых странных картин и почти последняя удача Бессона как режиссёра. Прискорбно, но, пожалуй, именно здесь ему изменил художественный вкус. После Никиты и Леона, не говоря уже о Подземке ожидалось нечто драматичное и стильное, а вышел... Большой стиль и Голливуд в самом кондовом варианте - пафосный, гигантский, вычурный...
Всё плохо уже на уровне сценария - думается, что не все даже и разобрались в перипетиях: с кем там общается Зорк, а почему он так ратует за это Зло, которое грозит планету похоронить, на которой у него бизнес, а чего камни туда-сюда шастают, и почему Лилу осталась на Земле... Короче, это Вам явно не Матрица, где своя мифология родилась.
Так что вселенские идеи Бессону явно не удались. Да и Миле Йовович здесь делать особо нечего.
Но... Вроде и ерунда, но смотрится, потому как спасает ее группа технических специалистов во главе с режиссёром, классная музыка, кричащий хай-тек и персонально Брюс Уиллис, включающий бездну обаяния и Гэри Олдман с кучей отрицательного обаяния. Так что если отключить смыслы и наслаждаться чистым экшном и аттракционом, то зрелище получится профессиональным и захватывающим. И ещё можно прикинуть, что основным потребителем Пятого элемента стали в свое время подростки, которые и на антивоенный пафос вполне правильно могли реагировать. В конце концов, добро и любовь побеждают, да ещё и с юмором.
Оценка 7
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020)
Просмотров: 202
Всего комментариев: 0
avatar
close