Кинопанорама 55

Главный фильм братьев Коэнов, первый вариант Аферы Томаса Крауна, независимый фильм создателя Звездных войн, веселый римейк старого фильма ужасов о Египте, постмодернистская восхитительная фигня от Эдгара Райта, правильный советский детектив про ЗнаТоКов в Кинопанораме за номером 55
 
Бартон Финк. Реж. Джоэл и Итан Коэн. США. 1992.

Неисповедимые пути творчества.
Бартон Финк - писатель, которого пригласили написать сценарий для фильма о рестлерах. Он хочет написать честный социальный роман, живя в дешёвой гостинице в Голливуде, но дело не идёт, то сосед не вовремя припрётся, то обои отклеятся... Пока не выяснится, что его сосед не столь прост.
Братья Коэны - абсолютный культ для любителей авторского кино. Но то ли постмодернизм не совсем моё, то ли туп как сибирский валенок, но никак не могу прочитать их стиль и смыслы. Поэтому из всей их обширной фильмографии тронули по-настоящему Внутри Льюина Дэвиса, Фарго, Воспитание Аризоны, ну и Старикам тут не место. А вот Перекресток Миллера и даже Большой Лебовски (несмотря на всё обаяние Джеффа Бриджеса) не очень-то и зашли.
С Бартоном Финком что-то пошло не так. Скептицизм первого часа сменился удивлением от последней трети шедевра... Не самый лёгкий просмотр вызвал вопросы, а чем так велик фильм? Чего ж от него так спирает и критиков, и бо́льшую часть интеллектуальной публики?
И даже очевидное не убеждает, что именно об этом кино снято - смешение реальности и фантазии, Голливуд и независимые, метафора несвободы дешёвого отеля, постмодернистский ход с маньяком, кино как альтер-эго режиссёров (еврей-писатель с раздвоением личности, если не сказать, что с шизофренией, а заодно привет Феллини с 8 1/2), наконец, самоирония о неисполнимости желаний в творчестве (творческий кризис, если хотите). Ты можешь желать установить справедливость на всем свете, но окажется, что по-настоящему тебя вдохновляет лишь дешёвое криминальное чтиво, а не успех, деньги или принципы. Может, от этого и бухал Фолкнер, так и не смогший продаться Голливуду?
Об этом ли кино? Да чёрт его знает. Гении ли Коэны или раскрученные благодаря связям режиссёры-евреи? Тоже не уверен. Может, в этой загадке и зарыт секрет их культа?
P.s. Роджер Дикинс снял очень красиво - особенно хорош пожар и пляж.
Оценка 8,5

Афера Томаса Крауна. Реж. Норман Джуисон. США. 1968


Томас Краун - преуспевающий человек с миллионным состоянием, который преуспевает и в развлечениях - даже игру в гольф он умудряется превратить в риск. Ради развлечения он и банк грабит. Разумеется, что идеально - его толком не знают даже пятеро участников ограбления. На охоту за ним устремляется следователи банка (какой-то актёр) и страховой компании (Фэй Данауэй).
По-своему легендарный фильм, коли у него появился римейк. Но хоть детективная интрига в последнем даже и повеселее, но в настроении и в идеях проигрывает. Впрочем, зависит от угла зрения.
В чём? Римейк бесконфликтен - просто авантюрный фильм о ловком богатее. В классическом фильме интрига уже в мотивах героя - определение синопсиса о скуке лично меня не устраивает. Речь, скорее, об идейном кризисе яппи - во-первых, потому что банковские работники о трудовом накоплении как будто и не знают. А во-вторых, мир даже престижного потребления (гольф, поло, багги на пляже) смысла сам по себе не даёт. Поэтому герой и ищет не столько денег, сколько игры. Не в банальном развлекательном, а в смысловом значении, которое можно обозначить как "острые ощущения".
Но режиссёр элегантно выруливает на новый виток - выберет ли герой (а то героиня...) любовь. Увы, финал доставит раздумья, способен ли человек из high middle class на бо́льшее, нежели битва за деньги и успех? Вопрос особенно актуален, если учесть соседствующих где-то там, рядышком с фильмом (может, и жаль, что не в нём) хиппи, детей цветов. Впрочем, экстремумов и игры и в их жизни было через край. Может, любовь вообще никому не нужна?
Оценка 7

Американские граффити. Реж. Джордж Лукас. США, 1974


Второй Лукаса как режиссёра фильм вряд ли будет по душе поклонникам Звёздных войн.
Перед тем, как разъехаться по университетам в мегаполисах, выпускники местной школы гуляют «на полную». В фильме показана только одна ночь, за время которой пути ребят причудливо пересекаются.
Неисповедимы порой пути критиков и рецензентов. Полнейшая загадка, почему Американские граффити - комедия, потому что хотя бы забавные эпизоды насчитываются в пределах пяти. А больше это всё-таки экзистенциальная драма о несбывшемся. В ней угадывается автобиография режиссёра. Потому что из трёх героев "светлое" будущее оказалось всего у одного из них. У остальных будущее украла война... В известном смысле Лукас открыл в кино и тему вьетнамского синдрома. Только копнул чуток вглубь. Впрочем, кому как. В конце концов, Коппола предлагал ему снять что-то лёгкое, а зрители проголосовали за "лёгкость" долларом.
Пара источников граффити угадываются - есть что-то здесь от Сэлинджера и Бунтаря без причины, только осознанных через 10 лет и приобретших черты потерянного поколения и при этом со странным, но оптимизмом. Учитывая что Лукас ушёл в Звёздные войны и Индиану Джонса, поколение (не) совсем потерялось.
Оценка 7,5

Мумия. Реж. Стивен Соммерс. США. 1999


Римейк классического ужастика, вышедший больше смешным, чем страшным.
Надо признать, реинкарнация Индианы Джонс очень лиха,да ещё с куда большим налетом мистики, юмора и количеством персонажей и сюжетных линий, близких к критическому. В общем то, что не доделал Спилберг, Соммерс выдает с лихвой.
Вот только с борьбой добра и зла не очень получается. Волей неволей возвращаешься к мысли, что алчность и наплевательство на чужие обычаи, даже если они кажутся суевериями, к добру не ведут.
Самое обидное, что те, кто пытался предотвратить вмешательство неразумных англичан в разборки мумий, в итоге и расплачиваются за чужие грехи. Ну и вправду, не египтяне же должны оказаться супергероями, а зло надо не ограждать от пробуждения, а побеждать сквозь все трудности, пусть даже сам их создаёшь, не те книжки читая, не в те гробницы суясь и т.п.... Так что О'Коннелл превращается из почти рядового искателя приключений в спасителя человечества.
Но это так, мелочи. А ужасная комедия... ой, комедия не таких уж и страшных ужасов! очень хороша. Благо, что это особенно хорошо прочувствовала Рэйчел Вайц - ходячая катастрофа, умудрявшаяся раньше времени информировать Имхотепа о подвигах суженого, да ещё с невинным и наивным лицом. Чем-то напоминает женский вариант Паганеля или учёный вариант человека с улицы Бассейной. Неплох и ее брат - обаятельный прохвост. Но наиболее мне запомнившимся персонажем вышел и вовсе эпизодический пилот. Почему-то именно он кажется самым честным и по-настоящему отвязным героем-чудаком.
Пара шуток вообще превратились в мемы - например, про Рамзеса II. И если не заморачиваться на моральные дилеммы типа: может, не стоит западному человеку соваться в сугубо восточные дела?, то занятно вечерок скоротать точно получится.
Оценка 7,5

Скотт Пилгрим против всех. Реж. Эдгар Райт. Великобритания. 2010


Скотт Пилгрим - бас-гитарист подростковой гаражной группы Sex Bob-Omb из Торонто. Его девушка-китаянка учится в школе, хотя он с ней и не целовался даже. Но вот во сне к нему является цветноволосая Рамона Флауэрс, а затем он встречает ее в реальности... Одна проблема - Лига бывших, которую Скотту придется победить.
Эдгар Райт - ныне главный постмодернистский кинокомедиант и выдумщик, накрутивший пародии на полицейские фильмы (Типа крутые легавые), ужасы (Зомби по имени Шон), Твин Пикс пополам с фантастикой (Армагеддец) и что-то ещё. Дошла очередь до подросткового кино. Вопрос, пародия ли это. Скорее, ироничный взгляд на подростковый мир, у которого один прокол - возраст главного героя. Всё-таки в 22 года ребятишки уже не сохраняют столь наивного любовного настроения. В остальном микс из 500 дней лета, музыкальных баттлов и компьютерных игр чрезвычайно потешен.
Может, кому-то и не хватит сверхидеи в этом безобразии, но все компенсируется необузданной фантазией и милыми и слегка скотинистыми персонажами - например, голубой сосед главного героя, который очень легко делит с ним одну постель и столь же легко выселяет, или злобный продюсер, порабощающий Рамону, да и обе девушки примечательны и не только цветом волос и национальностью.
Оценка 7,5

Следствие ведут знатоки. Дело пятое. Динозавр. Реж. Вячеслав Бровкин. СССР. 1972.


В подъезде одного из домов ударом ножа тяжело ранен некто Серов. К кому он шёл и почему его попытались убить, предстоит выяснить знатокам.
Надо сказать, выяснять придется непросто. Видимо, поэтому пришлось применять сравнение с английским сыщиком Холмсом. А то ещё и Сименон мелькнул со своим Мэгре. Советский детектив в этом контексте представлял всегда свою схему - при наличии ярких индивидуальностей (Костенко у Семёнова, Тихонов у Вайнеров) преступность побеждается не столько умом, сколько системой (недаром знатоков трое) и моралью. И знатоки в Динозавре примерно об этом - только здесь есть ещё и интуиция и даже философия. Сильный артист Владимир Самойлов фактически излагает доктрину Ницше, только (а иначе и быть не могло) с прицелом на достижение примитивных целей - недаром он больше обхаживает Игната, а не Афанасия. Вот только выяснилось, что динозавры такого рода не вымерли.
Оценка 6,5

Следствие ведут знатоки. Дело номер 7. Несчастный случай, реж.
Вячеслав Бровкин, Юрий Кротенко. СССР. 1972

Молодой водитель такси совершает наезд на пешехода на тротуаре. Но кто виноват? Молодой парень за рулём или всё-таки был кто-то, спровоцировавший аварию?
Одна из самых несуразных серий про знатоков, где сказав "а" создатели так и не говорят "б".
Например, характеристика водителю, которая остаётся бесконфликтной, хотя повод для конфликта был. Но ведь если ее запросили, значит, она имеет значение? Тогда почему Знаменский и его коллега Филиппов (Лев Дуров) берут очевидно пристрастно составленную бумагу, да ещё осознавая, что на работе парню всё равно может влететь? Почему не задаётся Знаменский вопросом, откуда взялся журналист с заранее сформированной позицией по делу? Да и откуда он о нем знает? От начальника? И поскольку интрига шита белыми нитками, то почему авторы уводят из-под удара вопрос о "руководстве" подлогами и лжесвидетельствами, хотя и начальник то совсем маленький? Да и чисто художественно: в чём мотивы героини, столь активно вмешивающейся в ход расследования?
И в итоге серия, которая могла бы стать хоть в какой-то мере иллюстрацией неприкосновенности номенклатуры (потом таковой хоть чуток станет перестроечное Без ножа и кастета) превратилась в не так уж и интригующее расследование, потому что его результат более или менее предугадать несложно. А главный интерес представляет чисто юридическая сторона дела, когда преступником становится человек, который и сам не знает, что преступник, и окружающие про это и подумать не могут. Но и этот момент режиссер Юрий Кротенко не так уж и раскрутил. В итоге сплошные намеки и никакой центральной линии, словно бы авторы боятся сказать чуть определеннее, о чем должны бы зрители знать...
Оценка 6
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020)
Просмотров: 187
Всего комментариев: 0
avatar
close