Кинопанорама 50
О как! Он подкрался незаметно. Юбилейный выпуск Кинопанорамы. То бишь 50-й! А в нем: новоиспеченный лауреат "Оскара" Гильермо дель Торо, совсем "оскароносный" дуэт братьев Коэнов, вторая часть трилогии цвета Кшиштофа Кесьлевского, шестое чувство, но не интуиция с Брюсом Уиллисом, советская предтеча "Дня сурка", российские отмороженные пенсионерки и советские замороженные полярники.

Хребет дьявола, реж. Гильермо Дель Торо,. Мексика-Испания, 2005

Юноша по имени Карлос после того как лишился родителей (погибли в гражданской войне в Испании) попадает в приют, которым руководит доктор Касарес и директриса Кармен (Мариса Передес). В приюте живёт и бывший его воспитанник Хасинто с невестой и призрак умершего мальчика по имени Санти...
Удивительно, как гражданская война в Испании вдруг застолбила за собой не только социально-политическое, но и мистическое противостояние - помнится, немного в другом ключе, но в чем-то схожем была снята затем Печальная баллада для трубы, не говоря уже о самом Дель Торо, выдавшем шедевр "Лабиринт Фавна". 
Он-то считает Хребет дьявола своим лучшим фильмом. Можно было бы и не согласиться, но именно здесь наметились основные темы режиссера - становившаяся вновь модной тема призраков (потусторонних), с которыми можно если не дружить, то соседствовать и договариваться и тема фашизма, подавляющая инаковое и просто человеческое, сводившая человека к власти, силе и прочим инстинктам. Наконец, его герои - это дети, ещё сохранившие своё доброе и смелое сердце. Может, Хребет дьявола о чём-то, погибшем именно тогда - в 30-е. 
Оценка 7,5

Старикам тут не место, реж. Итан и Джоэл Коэн, США, 2008


Сварщик и одинокий охотник Мосс находит в пустыне место бандитской разборки и кучу трупов и раненых, а к ним впридачу 2 млн. долларов. Мосс, взяв деньги, обрекает себя на борьбу за существование в борьбе с отмороженным киллером Антоном Чигуром и несколькими бандитами рангом поменьше...
Неовестерн и неонуар в исполнении братьев Коэнов почти идеальны. Собственно, в относительной конкуренции присутствует разве что Финчер. Однако дух старого нуара, где инфернальное зло царствует безраздельно, у Коэнов передан даже поглубже - зло Чигура приобретает характер судьбы, а он лишь становится ее орудием (его монетка - генератор случайного и неотвратимого). Добру тут не место, а старики здесь всего лишь философы-наблюдатели. 
А уж о стиле и говорить нечего - он идеален. 
Оценка 8,5

Три цвета: Белый, реж. Кшиштоф Кесьлевский, Польша Франция Швейцария, 1993


Поляк-парикмахер Кароль разводится с женой-француженкой Доминик, оставшись не только без неё, но и без средств к существованию. Перебравшись из Парижа в Варшаву, он вынашивает план мести... И даже реализует его, но есть одна проблема - он всё равно любит жену. 
Это второй фильм великолепной трилогии последнего из великих польских режиссёров. Сейчас он смотрится ещё интереснее, потому что Кесьлевского ещё интересует загадка отношений мужчины и женщины. И, конечно, хоть в фильме в основном в кадре мужчины, загадка эта касается женщины и ее безграничной власти над носителями брюк. Почему сегодня вдруг объявлен конкурс на замещение ею должности мужика в социуме, глядя на Белый цвет, решительно непонятно. Аж лёгкая ностальгия пробирает на фоне MeToo, гомосексуальных и трансгендерных фильмов дня сегодняшнего. И даже кажется, что концепция белого как цвета равенства подвергается режиссёром серьезному сомнению. И власть отнюдь не в руках мужчин...
Однако ж, в отличие от Синего, жанр и интонация изменились - все сказанное вытекает из трагикомичной фабулы и противоречивой иронии над персонажами - особенно над Каролем.
А ещё прибавились исторический фон и национальные особенности. Это, конечно, не балабановский Брат, но постсоциалистический контекст все равно контрастирует с буржуазной средой Парижа, а сентиментальная славянская натура (человеческая и даже сугубо географическая - Варшава делает Доминик другой, не говоря уже о Кароле) слегка противопоставляется рациональной европейской (а, может, просто женской) жестокости... Правда, на уровень обличения Кесьлевский не переходит. Он будто бы пишет на белый лист (фильм снят в слегка тусклой, туманно-холодной гамме) свою историю Польши - в отношениях его мужа и жены скрывается тяга к цивилизации и первозданная страсть и преклонение перед красотой поляка. 
История Миколая подчеркивает эту новую главу жизни после смерти... 
Оценка 7,5

Шестое чувство, реж. М. Найт Шьямалан, США, 1999


Детский врач-психиатр Малькольм Кроу испытывает проблемы в личной жизни и на работе, где ему приходится разбирать проблемы 12-летнего мальчика, который видит призраков...
Пожалуй, Шестое чувство - один из первых триллеров на тему сотрудничества с потусторонним миром. По этой дорожке пошли потом Аменабар в Других, Звонки и почти весь Дель Торо, включая его продюсерские проекты.
Так что Шестое чувство не столько страшен, сколько душевен. А жанр "триллер" условен - и драма, и мелодрама, и мистика, и детектив присутствуют тоже. Но всё-таки щемящего в этом больше, чем страшного. Обидна всего лишь одна вещь - Хэйли Джоэл Осмэнт, снявшись ещё в паре фильмов, окончательно пропал с радаров, Брюс Уиллис предпочёл вернуться к боевикам, а Шьямалан сгодился лишь на бессильные потуги в повторении успеха по той же схеме.
Оценка 7

Зеркало для героя, реж. Владимир Хотиненко, СССР, 1987


Молодой кандидат наук Сергей Пшеничный и инженер-шахтер Андрей Немчинов случайно попадают в 8 мая 1949 года, из которого не могут выбраться... Но один из них пытается изменить реальность, а второй - не верит в изменения...
Сценарий Надежды Кожушаной - лучшее, что случилось с советским перестроечным кино. На фоне антирепрессивного, экзистенциального и чисто жанрового кино (с плохими историями) сценарий с нормальными людьми и неэкстремальными ситуациями эпохи сталинизма сейчас кажется чем-то нереальным. Не говоря уже о Дне сурка, использовавшем не просто сюжетный ход повторяющегося дня, но главную фабулу - изменение своей жизни. Конформизм при этом более характерен для молодого психолога, а инженер всё же пытается кое-что поменять... Тоже небанальный, но по-своему логичный ход. 
Заодно страна узнала и о режиссёре Хотиненко, который предложил не столько разгром прошлого, сколько изживание рабов в самих себе, и вспомнила об актёрах Колтакове и Бортнике. Вот и получилось: спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи...
Оценка 7

Карп отмороженный, реж. Владимир Котт, Россия, 2017


Провинциальная учительница Елена Михайловна узнаёт, что жить ей недолго и начинает готовиться к близкой смерти: место на кладбище, свидетельство о смерти, поминки... Ведь ее сын занятой бизнес-тренер и ему некогда будет этим заняться...
Странно, но навскидку российских фильмов о стариках в последние лет двадцать появилось не ахти много (если вообще есть), хотя из советских помнятся И жизнь, и слёзы, и любовь и Старики-разбойники, из параллельного западного кино - Соррентино с Молодостью, да и с Великой красотой тоже, Ханеке с Любовью, а из недоделанного голливудского - Стажёр с Де Ниро. А вот наше российское тему почти не трогало. А ведь пенсионеров в нашей стране много (сейчас сделали меньше)... Приятно, что тронуло и вполне оригинально - в трагикомичной манере. Собственно, почти всё делает актёрское трио - Миронов, Неёлова и Фрейндлих. Особенно актрисы - весь смех и драму создают они. Ну и карп - его роль, впрочем, символична, в духе экзистенциализма - настоящая жизнь начинается только накануне смерти. Так что тема отцов (матерей) и детей вновь засверкала, пусть слегка тёмным, но не беспросветным блеском. А ещё есть тема столицы и провинции, забытой Богом и людьми. Карп напоминает, что столица родом в общем-то оттуда.
Оценка 7,5

72 градуса ниже нуля, реж. Евгений Татарский, Сергей Данилин, СССР, 1977


Группа полярников, чтобы не законсервировали уникальную станцию Восток, отравляется в с Мирного, чтобы доставить туда топливо. Однако нужно добраться обратно - полярной осенью (когда темно больше 20 часов в сутки) и в условиях морозов в 60-70 градусов, когда замерзает топливо в баках. А высота над уровнем моря - 3,5 км. 
В общем, фильм о настоящих и липовых мужчинах. О тех, кто не ломается, даже когда смерть кажется неминуемой. И тех, кто струсил и бросил... Мужики настоящие, но пафос разве что в устах Гаврилова (Николай Крючков). Но он человек другой эпохи - такой и нужен был. Однозначный. А остальные роли - вроде и простые на вид. С юмором (Михаил Кононов), прагматизмом (Олег Янковский с его драматичным двуличием - нечто подобное он играл в "Гонщиках" Масленникова), страхом (Олег Корчиков), юношеской наивностью (Сергей Иванов) и суровым мужским молчанием (большинство остальных) идут (иногда не идут) в немягких антарктических холодах и ветрах. 
Конечно, хронометраж (малобюджетность) подкачал основательно - финал вообще слизали как корова языком. В том смысле, что его попросту нет. Да и съёмки далеко не фееричны. Тем не менее, хороший сценарий (Санин - сам полярник, так что знает предмет) и актёры заскучать не дают - и на бумаге очевидная, в кино история становится по-настоящему интригующей. 
Оценка 6,5
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.09.2018)
Просмотров: 352
Всего комментариев: 0
avatar
close