Кинопанорама 37

Обзор кинопродукции за 45 лет: чеховская "Дуэль" в интерпретации Иосифа Хейфица (очередной), семейная драма по-советски из области искусства и по-американски из области криминала, первые постсоветские опыты игры с жанром с главным позднесоветским актером Олегом Меньшиковым, ещё один Чехов, но уже в качестве катализатора и фона в английской драме о чтении и Холокосте, советская девушка и Жанна Д'Арк в одном флаконе и советский сюр от Сергея Овчарова. Это уже 37-я серия кинопанорамы.

 

Плохой хороший человек, реж. Иосиф Хейфиц, СССР, 1973

Экранизация одного из самых длинных произведений Антона Чехова - повести "Дуэль". О моральном, мировоззренческом и даже боевом конфликте двух относительно молодых людей - чиновника Лаевского (Олег Даль) и естествоиспытателя фон Корена.
Признаться, долгое время предполагал, что в названии Хейфиц свою характеристику давал, в первую очередь, Лаевскому - опустившемуся, развратному, но страдающему человеку. Словом, фильм виделся как странноватое оправдание такого типа личностей, - к коим принадлежит помимо Лаевского и его любовница - Надежда Фёдоровна, в целом верно характеризуемых фон Кореном. Наверное, подкупало отсутствие сомнений и безапелляционность героя Высоцкого.
Но при втором приближении заметно, что фон Корен становится слишком суровым заложником своих представлений, а дуэль едва не превращается в убийство. Потому что подвижность Лаевского в выборе своей личной судьбы даёт ему пространство для манёвра, а насильственное принуждение фон Корена не имеет человеческих перспектив. Потому и название фильма относится к обоим антагонистам. Но думается, что Лаевский вызывает даже больше сочувствия у авторов - особенно в его ночных бдениях и сомнениях.
Жаль, что комичная дуэль приводит к прозаическому концу, в котором нет ни правых, ни виноватых - жизнь просто берет своё.
Оценка 8

Долгая дорога к себе, реж. Наталья Трощенко, СССР, 1982


Молодожены X (Николай Караченцов) и Y (Евгения Симонова) после свадебного путешествия на природу отправляются в большую жизнь с большими планами. Муж - инженер - хочет защиты диссертации, жена - творческих удач на поприще изобразительного искусства. Но все рушит быт, отсутствие взаимопонимания и предательство. Впрочем, история показана со стороны жены.
Типичная советская мелодрама - творческий непокой против сытой мещанской благоустроенности. Ничего особо нового. Разве только предательство, ни больше, ни меньше, любви могло свершиться и раньше - только в другой истории, в которой мужа ещё не было. Отсутствие новизны - не фатально - в конце концов, история разыграна актёрами мастерски. Но смазанный финал спутывает акценты и оставляет ощущение недосказанности и пустоты.
Оценка 5,5

Белый Олеандр, реж. Питер Козмински, США, 2002


Белый олеандр (сразу спойлер) - цветок, ядом которого художница Ингрид Магнуссен (Мишель Пфайффер) отравила обманувшего ее любовника. Но речь в фильме о её дочери Астрид (Линдсей Ломан), скитающейся по приемным семьям и приютам - от беды к беде.
Несмотря на звёзд первой величины, наиболее интересной оказалась всё-таки Астрид, проживающая драму взросления и преодоления первородного греха. Элисон Ломан и переживает все эти метаморфозы, а вот Мишель Пфайффер - напротив, играет грубовато и с полутора красками в запасе, в основном тем самым олеандром, сея его вокруг и рядом с дочерью, которая стала для неё самой таковым... Разборка дочки-матери - в финале. И это лишнее доказательство (?), что любовь лучше ненависти, даже если она независима..
Кстати, авторы аж дважды спорят с великой цитатой Достоевского (к слову, в том же финале есть надпись на русском языке.) про красоту, которая мир не спасает... Хотя на экране мы имеем почти притчу о трёх художниках, между двумя из которых есть любовь, но выбирать надо Астрид.
Оценка 6,5

 

Дюба-Дюба, реж. Александр Хван, Россия, 1992


Снятая в эпоху кооперативного кино и смерти кинопроката криминальная драма Александра Хвана с Олегом Меньшиковым в главной роли умудрилась попасть в основной конкурс Канна и потому считается даже элитарным кино.
Но, пожалуй, претензии фильма не в полной мере соответствуют конечному результату - эстетика насилия и абсурда остаётся лишенной социального фона, проглядывающего лишь частично, оставаясь своеобразной игрой в жанр - он же постмодерн. Некоторые обороты сюжета и вовсе отдают пошлостью - типа стажировки в Америке, которая обращает увиденное в фантазию на тему превратностей любви и преданности.
Меньшиков прекрасен, кино смотрится, в том числе по нелинейности монтажа истории, атмосферности и эффектности отдельных сцен, но цельной идеи что-то не просматривается.
Оценка 6,5

Чтец, реж. Стивен Далдри, Великобритания-Германия, 2008


Немолодой адвокат вспоминает историю... любви с немолодой женщиной, оказавшейся причастной к зверствам нацизма.
Сентиментальное кино при втором просмотре обращает внимание на собственные несовершенства - плохой грим, не самый удачный выбор главной мужской роли. Но хороший сценарий и Кейт Уинслет искупают все это с запасом.
Оценка 8

 

Начало, реж. Глеб Панфилов, СССР, 1970


Паша Строганова - ткачиха из небольшого городка Реченска, попутно играющая в клубе Бабу Ягу, неожиданно получает главную роль в фильме о Жанне Д'Арк...
Почти дебют Глеба Панфилова и Инны Чуриковой. "Почти", потому что был замечательный фильм о Гражданской войне - "В огне брода нет". Но народную популярность принесло именно "Начало".
Несмотря на кажущуюся простоту, как только начинаешь разбирать фильм по косточкам, тут же возникают проблемы. Например, жанр. Производственная драма? Мелодрама? Комедия? Историческая драма? Сюжетная конструкция - ещё искрометнее. Хронологию можно вычислить разве только по мелодраматической части. В остальном - явно нелинейный тип монтажа эпизодов.
С протагонистами и антагонистами - ещё круче. Все смешалось в доме Облонских - Паша и вправду чем-то напоминает Анну Каренину, вот только роль поезда играет сабля. А аморальность девушки, разбивающей семью, искупается чувственностью и естественной наивностью. Ещё один забавный круг, в котором после появления мужчины (Аркаши) не осталось места для друзей и подруг... Впрочем, и те были "совести у тебя нет" и по существу отказывали Паше в личном счастье - уж больно нестандартная она девушка. Правда, и на помощь пришли, когда нужно.
Но, конечно, главный сюжет - это сама Паша. Инна Чурикова - немного грубоватая и угловатая девушка из народа на наших глазах преображается в женщину и актрису. Вот только судьба актрисы - иметь успех, но остаться одинокой. Так же как и ее героиня - Жанна Д'Арк, тоже из народа, пожертвовавшая собой ради него. У Паши жертва попроще. Но кто сказал, что ей легче?
Оценка 8

 

Оно, реж. Сергей Овчаров, СССР, 1989


Период перестройки - явление уникальное в советской истории - свобода по заказу коммунистической партии советского союза. Разные по качеству, но одинаково неблагожелательные к отечественной истории, часто скатывающиеся в грубую карикатуру, картины режиссеров разного калибра сходили с советского конвейера со скоростью пулемёта. Есть среди них замечательный Завтра была война, а есть Пиры Валтасара с грубовато сыгранной фантасмагорией.
На фоне этих мэйнстримных и где-то даже коммерческих работ почти потерялась хреновина под названием "Оно". Хреновина - это комплимент. Потому как это русский аналог зарубежного сюрреализма. В этом почти шедевре, якобы основанном на прозе Салтыкова-Щедрина и его Истории одного города, легко смешиваются мотивы русской литературы (диалоги-то действительно из Салтыкова-Щедрина), нашего фольклора, немого и документального кино, плакат, советский авангард, западный сюр, слэпстик и все остальное.
Претензий к "Ему" немало - слегка перекрученная тема со Сталиным, неровный темп, неочевидные (впрочем, это же сюр) аллюзии и прочее. Наконец, форма почти проглатывает содержание, и, если бы не пресловутый политический заказ, то Овчаров занесло бы ещё дальше... Но в этом и суть - тираническую бюрократию, почти раздавившую абсурдом и удавившую бумагой бескрайние просторы русского фольклора иначе, чем через подсознание и не показать.
Наверное, более удивительного зрелища советский ещё кинематограф и не родил. При этом Овчаров наследует нашим же гениям 20-30-х, как бы договаривая за них. Впрочем, сюрники типа Бунюэля и примерно тогда же появившегося Каракса, тоже ему не чужды - но укоренен режиссёр в России-матушке, как и Салтыков-Щедрин и почему-то неизвестен за рубежом. Да и у нас то. Так что стоит ознакомиться.
Оценка 8

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.07.2017)
Просмотров: 268
Всего комментариев: 0
avatar
close