Кинопанорама 18

С режиссерами, странами эпохами в этот раз не все так хорошо, как обычно, поэтому заострим внимание на персонажах - транссексуал Эдди Редмэйн, грузинский художник с миллионом роз, виртуальная актриса под руководством Аль Пачино, непотопляемый суперагент Борн, железобетонные ЗнаТоКи, современные летающие рыцари под режиссерской рукой с говорящей фамилией Лебедев (и именем Николай) и несколько арабов, но при этом патриотов Франции. В общем - реальное, виртуальное, железобетонное, историческое - всему находится место на кинопленке (или что там нынче? жесткий диск?..). За кем-то из них стоит понаблюдать - авось и себя получше разглядим.

 

Девушка из Дании (2015), Великобритания-США-Бельгия-Дания-Германия, реж. Том Хупер


Триллер о смене пола.
Молодой датский художник Эйнар (Эдди Редмэйн) и его жена и тоже художник Герда (Алисия Викандер) играют в переодевание и в художественных и в сексуальных целях. Но неожиданно Эйнар перестаёт ощущать себя Эйнаром и все больше ощущает себя Лили.
Поставлено по реальной истории человека, попробовавшего сменить пол.
Пусть прозвучит по-извращенски, но рискну: первая половина фильма и сексуально и сюжетно интриговала куда больше, нежели вторая, куда Том Хупер предпочел добавить больше сентиментальной политкорректности, чем было необходимо. Это, конечно, не первый фильм о трансгендере, но такой крупный проект мог бы быть менее предсказуемым. Эпиграфом к нему мог бы быть синопсис Анны Карениной: Это где красивая баба под поезд бросилась только в изложении: Там мужик под ножом пытался бабой стать... Не получилось. Последнее относится к красивому до глянца, хорошо сыгранному, но пустоватому не-шедевру.
Оценка 6,5

 

Пиросмани (1969), СССР (Грузия-фильм), реж. Г. Шенгелая


Вольная биография знаменитого грузинского наивного живописца Нико Пиросмани.
Грузинское кино в СССР - этакий легальный киноавангард. В России в это время бушует партийная цензура с применением классиков марксизма-ленинизма, а грузинам позволялись и визуальные эксперименты и даже такие политические высказывания как "Покаяние" Абуладзе. И вроде как никто и не заботился ни о коммерции, ни о пропаганде...
Пиросмани - как раз образец чистого искусства с просторов Колхиды. Самого Нико играет художник Автондил Варази. Он же с двумя своими коллегами нарисовал эскизы к фильму. Редкий фильм полноценно можно зафиксировать как художественный - этот можно. Художественный в смысле "изобразительный".
По существу Шенгелия выстраивает фильм как выставку Пиросмани с небольшими текстовыми вставками о его жизни. Поэтому оправдана новелльная структура, почти не предполагающая сюжета и истории. Зато красиво, наивно, минималистично и характер получился. Особенно про бессребренничество и работу в ограниченном пространстве (привет цензуре) пронимающе вышло...
Оценка 8

 

Симона (2002), США, реж. Эндрю Никкол


Оскароносный режиссёр Виктор Тарански (Аль Пачино) страдает от капризов голливудских звёзд с их идиотскими райдерами, претензиями и капризами, покуда его бывшей жене и заодно продюсеру (Кэтрин Кинер) это все не надоедает и она... не увольняет мужа, закрыв его фильм... Тут-то и появляется умирающий компьютерный гений Хэнк, дарящий Виктору программу, создающую заместо живой актрисы виртуальную - Симону (Sim ulation One).
Эндрю Никкол известен любителям кино как постановщик Гаттаки (как пишут, самого научно достоверного фантастического фильма) и сценарист Шоу Трумэна. С последним у Симоны много общего - это тоже пародия на мир современных масс-медиа, захвативших человечество и даже взявших в заложники собственных творцов. В общем-то почти милый фильм почему-то вызвал неприятие критиков и зрителей. Наверное, это можно понять - хоть и говорил Жеглов, что "дурак" можно сказать, что человек расплывется в улыбке, но зрители Симоны с этим не согласились. Хотя это всего лишь концентрат того, что на наших экранах мелькает каждый день.
p.s. Вспомнилась давняя фраза из другой рецензии на этот фильм, с которой невозможно не согласиться - Аль Пачино способен освятить своим присутствием даже сериалы мистера Бина.
Оценка 7,5

 

Джейсон Борн (2016), США, реж. Пол Гринграсс


Штука, повторенная дважды.
Саморазоблаченный агент секретных проектов ЦРУ на заслуженном отдыхе в Древней Греции, полыхающей левыми протестами. Однако прошлое настигает его и здесь - бывшая сотрудница ЦРУ доносит до пенсионера весть о давней, но загадочной смерти его родителя, вроде б тихого аналитика конторы... И погоня начинается по новой.
С сюжетной и художественной точек зрения создателям сказать было уже нечего - вроде как точка уже поставлена. И Гринграсс пошёл проторенной дорожкой - снова прошлое и пусть не сам Борн, так его отец, снова девушка и снова мертва, снова ещё одна и типа хочет докопаться до истины (хоть и карьеристка), снова плохой начальник... И снова и снова и снова... Вплоть до попыток удержать прыгающую камеру - фирменный приёмчик предшествующих Борнов. Да добавились ещё и нездоровые детали - зачем то присовокупились разговоры о патриотизме и ассоциации с прямым конкурентом с Бондом по имени Джеймс (только вместо скорпиона в дебюте появился кулачный бой)...
В любом деле надо уметь вовремя остановиться. Джейсон Борн бьёт именно эту мысль, а не саспенс, триллер или "экшн".
Оценка 5,5

 

Следствие ведут знатоки. Ответный удар (3 серии) (1975), СССР, реж. Юрий Кротенко


Внимание ЗнаТоКов привлекает деятельность на свалке, где, оказывается, тоже можно расхищать социалистическую собственность. Однако расхитители одним ударом бьют двух вальдшнепов - убирают свидетеля и въедливого следователя. И следствию грозит зайти в тупик...
Первый цветной фильм сериала и единственный трёхсерийный одновременно и один из самых психологически тонких и детективно интересных. Удерживаются персонажи и от прямой унылой дидактики. Но, что важнее, именно Ответный ход окончательно перемещает акценты со следователей на мир преступников, несравнимо более интересных , чем неизбежно закостеневшие и типично советские идеальные детективы.
Особенно хорош в отрицательном обаянии Георгий Менглет - современный барин и бывший актёр. Одна из лучших ролей в биографии и у Валерия Носика, довольно мерзкого и одновременно жалкого подпевалы при хозяине. Метущаяся интеллигенция на чистой актерской совести Анатолия Ромашина.
Но помимо сильных актерских работ есть и ещё одна особенность - сменилось послевоенное поколение, в том числе и преступное. И у этого поколения иные - уже советские ментальные черты. Барство, к примеру - сыгранное, а не аристократическое, подпевательство - вынужденное, а быт - современный. Разве что цинизм ещё окончательно не привился.
Оценка 6,5

 

Экипаж (2016), Россия, реж. Николай Лебедев


Теперь уже можно формулировать Экипаж как представителя современного российского жанрового мэйнстрима. Благо, и ставил его автор 17-й легенды, да ещё и с существенной оглядкой на традиции российского развлекательного кино - фильма-катастрофы Александра Митты.
Молодой пилот Алексей Гущин плохо приживается в военной авиации, ибо одновременно возить свадебные генеральские подарки и игрушки для больных детей у него не получается. Поэтому и подался парень в авиацию гражданскую, где ему придётся строить непростые отношения с командиром Леонидом Зинченко (Владимир Машков) и вторым пилотом АлександрОЙ (Агне Грудите). Разумеется, придётся попутно и людей спасать.
Конечно, выстроенности и легендарности предыдущего проекта Николаю Лебедеву не хватило - притом что у Экипажа приличный хронометраж. Выходит слегка разорванно и пристегнуто. Впрочем, у предшествующего русского Экипажа была та же проблема. Но и отличия существенны - у Митты герои, несмотря на ворох личных проблем, сохранит в критической ситуации хладнокровие и профессионализм. У Лебедева, имея талант и профессионализм, нужно засунуть их подальше, помня в первую голову о двух главных заповедях современного мира: начальник и клиент всегда правы, особенно если у последнего чемоданы денег и влияния. Так что на экране разворачивается не история успеха, а локальная рыцарская революция. Отходит Лебедев и от традиционной схемы наставничества - молодой Гущин (Данила Козловский) отучает опытного Зинченко от принципиального конформизма. Нет здесь ни лакировки действительности в духе "благородство все равно победит", ни цинизма классической макиавеллистской формулы про цель и средства. Зато
Отрабатывается как надо и не без оригинальности и блокбастерная часть - трюки в воздухе, будучи фантастическими, по-пилотски (наверное) обоснованы. Так что и как блокбастер нестыдный получился.
Оценка 6,5

 

Патриоты (2006), Алжир-Франция-Марокко-Бельгия, реж. Рашид Бушареб


История о 4-х арабах, которые воевали за Францию во второй мировой и даже удерживали небольшой городок в противостоянии с немецким батальоном.
Идея политкорректной войны вроде бы достойна уважения - мол, и арабы тоже воевали. Благородно вроде бы. Но больше напоминает спекуляцию, к тому же плохо сделанную. По спекуляции все ясно - фильм венчает тема с пенсиями, которую не платят воевавшим алжирцам. По плохо сделанному ещё яснее - топорные и малоправдоподобные военные сцены, персонажи-наброски, да и история выглядит надуманной. Почему эту историю полюбила западная критика? Разве что из политкорректной солидарности.
Оценка 6

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (04.01.2017)
Просмотров: 329
Всего комментариев: 0
avatar
close