Кинопанорама 13

"Счастливый" 13-й выпуск Кинопанорамы составлен из произведений советского кинематографа и невесть как затесавшихся в этот оазис классического боевика Пола Верховена про Робокопа, артхаусного южнокорейского опуса о старости и второй части незавершенной трилогии Ларса фон Триера об Америке.

 

Пираты XX века (1980), СССР, реж. Борис Дуров


Советский боевик о том, как судно под названием "Нежин" захватили хитростью тихоокеанские пираты, чтобы получить опий, который ждали наши фармацевтические предприятия. Самый кассовый фильм советского проката.
Лучшие времена советского кино к началу 80-х накренились - Кончаловский и Тарковский свинтили за рубеж, мастера типа Хуциева постарели, зато в профессию пришли ремесленники типа Дербенева, Григорьева и Дурова, с равным успехом снимавшие и мелодрамы, и боевики и прочее массовое кино. Дуров, к примеру, снял два таких хита проката как Не могу сказать и обозреваемые Пираты. Их мало что обьединяет, кроме явной ориентации на западные жанровые клише и принципов морального кодекса строителя коммунизма. При этом качество исполнения, если сравнивать с тогдашними образцами, не то, что ниже плинтуса... но смотрится смешно. Особенно хорош финальный поворот с героем-одиночкой, где один прыжок на корабль многого стоит.
Парадоксально при этом уживаются аллюзии на Брюса Ли (в лице Талгата Нигматуллина), героев Сталлоне с голым торсом (наш ответ Чемберлену - секс-символ Николай Еременко), шикарные подводные сьемки и почти карикатурная картина сладкой жизни Востока-Запада (секс и насилие, причём в одном флаконе, наркотики и т.п.). Хоть на картину "Их нравы" сразу помещай.
И хотя мысль, что в СССР тоже есть крутые мужики, греет душу, популярность фильма обьясняется лишь жанровым голоданием советского зрителя, нежели его художественными достоинствами.
Оценка 6

 

Мандерлэй (2006), Дания, Швеция, Нидерланды, Франция, Великобритания, Германия, Италия. реж. Ларс фон Триер


Трилогия об Америке знаменитого датчанина, начатая Догвиллем, продолжилась другим "чУдным" городком Мандерлеем, в котором живут "забытые" Америкой негры-рабы через 70 лет после отмены рабства... И наивная Грейс пытается научить не знающих свободы чернокожих демократии.
Наверное, впервые знаменитый датчанин пустился в тяжкий для него как истинного художника грех самоповтора. Слишком уж дотошно (впрочем и без блеска) повторяются приёмы Догвилля - отсутствие декораций, атмосфера брехтовского театра абсурда, сказочная манера повествования, нарочитый антиамериканизм... Но, увы, несмотря на тонкость и профессионализм ни драмы, ни триллера на сей раз не родилось. Ну что вот удивительного в мысли, что негры не способны принять демократии, а демократия не способна принять их? Пожалуй, ничего. Почувствовал это и увидел в реакции зрителей и сам самозванный фон. Потому и не стал снимать окончание трилогии о США. Во всяком случае отложил. Другое дело, что не всякий режиссёр в мире способен достичь этого провала как своей вершины.
Оценка 5,5

 

Одиноким предоставляется общежитие (1982), СССР реж. Самсон Самсонов


Вера Николаевна (Наталья Гундарева)- ткачиха, имеющая странноватое хобби - она выдаёт замуж подруг из женского общежития, причём на общественных началах, пока в этот цветник не попадает новый комендант Виктор Петрович Фролов (Александр Михайлов), меняющий её личную судьбу.
Хобби у главной героини действительно странноватое - для него нужно быть либо святым либо... Пожалуй, без вариантов. Потому как образ любопытной Варвары свахи-сплетницы вообще никак не вязался бы с советским менталитетом. Впрочем, логичная в данном деле бизнес-составляющая вряд ли была бы пропущена цензорами. Поэтому сценаристы вводят мало убедительный аргумент личной драмы. Примерно тем же макаром проходятся и по главному герою - бросила жена... и всё. Маловато будет... Поэтому история получилась почти сказочной, утешительной и пропагандистской для одиноких людей, не имеющих квартиры. Утешительной и пропагандистской потому, что замужество открывало перспективы к решению жилищного вопроса... Сказочной, потому что действительность залакировали - Вера Николаевна оказалась простой, но чересчур загадочной в своих мотивах женщиной. И, несмотря на детали типа "пробил, прогрыз кафель" не очень доверяешь теме ремонта и строительства нового общежития и коллективистской идеологии "общего житья", выдвинутой главной героиней.
Но такие вот социальные нестыковочки компенсируются приятными моментами-эпизодами (особенно хорош Фрунзик Мкртчян с "яичницей" и Михайлов в образе "пирата"-бирюка. Лично мне забавна тема про Стендаля, пившего "красное по чёрному"). И, конечно, лирическая тема Евгения Доги. А жанр советской сказки о принце на белом коне, призванном решить демографические проблемы, был явлен почти в последний раз.
Оценка 6

 

Сердца четырёх (1941), СССР, реж. Константин Юдин


Сёстры Мурашовы - очень разные. Легкомысленная Шура (Людмила Целиковская) проваливает экзамен в институте, предпочитая встречи с молодым военным (Самойлов). А старшая Галина (Валентина Серова) - строгий математик отбивается от якобы ухаживаний того же военного. Обеих должна изменить поездка в летние военные лагеря, где все встанет на свои места, и человек останется человеком.
Этой комедии Константина Юдина сильно не повезло с судьбой - она должна была выйти в широкий прокат в 1941 году, а появилась на экранах уже после войны... Тем не менее, фильм добрал в популярности, став телехитом. Конечно, 30-е в кино - это время александровско-орловского соцреализма и революционных эпопей типа трилогии о Максиме. Тем приятнее, что и любовь посещала те времена, даже накануне Великой трагедии. Наверное, по своим комедийным и художественным достоинствам картина, может, и не выдающаяся, но настолько милая и светлая, что сопротивляться её обаянию решительно невозможно. Особенно рефрену "Все стало вокруг голубым и зелёным..." И мысль фильма проста - именно любовь делает нашу жизнь осмысленной и счастливой даже в самое трудное время.
Оценка 8,5

 

Поэзия (2010), Южная Корея, реж. Ли Чхан-дон


Немолодая женщина живёт в небольшом корейском городке, небогата, но носит красивые наряды и чУдные шляпы, ухаживает за стариком и обалдуем-внуком, который вяжется со своими приятелями или режется в компьютерные игры. Но жизнь этого маленького провинциального мирка разрушается тремя событиями: болезнью Альцгеймера, преступлением внука и поэтическим кружком...
В центр этих коллизий вряд ли случайно поставлена поэзия - бабуля единственная из посетителей кружка, кто в итоге напишет стихи о том, что увидела (как и учил ее руководитель). Поэзия становится для неё путём к искуплению грехов близких и своих собственных. Необьяснимая, на первый взгляд, концовка приобретает смысл, если понимаешь, что для старушки важнее отстраненность мировой гармонии (как это по-корейски!) и сочувствие к ближнему не в смысле его родства - потому мать пострадавшей заслуживает компенсации, а внук - возмездия и воспитания (мало сомнений, что именно бабушка привлекла поэта-полицейского).
Оценка 7,5

 

Афоня (1975), СССР, реж. Георгий Данелия


Сантехник Афанасий Борщев (Леонид Куравлев) пьёт, хулиганит на танцах, берёт взятки с жильцов, правда, он ещё не успел обозлиться на мир и делает все эти асоциальные вещи с солидной долей обаяния. Но так всегда продолжаться не может. И три новых человека в его жизни способны её поменять - случайный собутыльник, оказавшийся правильным человеком, Коля (Евгений Леонов), красивая безымянная дама почти из другого мира и невзрачная вроде бы медсестра, если не сказать сестра милосердия, Катя Снегирёва (Евгения Симонова).
Наверное, фильм про то, что каждый имеет шанс начать жизнь заново, что лицом к лицу лица не увидать, что думать не о себе, а об обществе, в котором мы живём, что человек без корней как свеча на ветру и т.п. В общем-то тема подсказана ещё Шукшиным в Калине красной, но решена с присущим Данелии лиризмом и иронией. Помимо того, режиссёр показал, что способен решить не только грузинские головные боли, но и великоросские.
Оценка 7,5

 

Робокоп (1987), США, реж. Пол Верховен

Детройт ближайшего будущего охвачен преступностью. Полицейские мрут как мухи и собираются бастовать. Владеющая полицией корпорация OCP разрабатывает робота-полицейского, призванного заменить живых, однако ж внутри него сидит убитый бандитами коп Мерфи, знающий, кто его убил и жаждущий справедливости...
Верховен, перебравшийся в Америку тут же состряпал вполне в своём натуралистичном и неполиткорректном духе неприглядную картинку современной ему Америки - засилье корпораций, общество потребления, навязчивая и циничная реклама, скатывание в киберпанк и, разумеется, неконтролируемое насилие.
Учитывая банкротство Детройта, Верхувен был куда большим пророком, чем Кэмерон, а если припомнить массовые убийства и протесты против действий полиции, так и действительно впору изобрести робокопа.
Оценка 8

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.11.2016)
Просмотров: 353
Всего комментариев: 0
avatar
close